Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств утвердила обновленный этический кодекс, согласно которому взыскателям, в частности, запрещается разговаривать о задолженности с детьми и коллегами должника, а также обращаться к нему на "ты", пишут "Известия".
Согласно документу, членам ассоциации запрещено общаться с должниками на "ты", пользоваться техсредствами для сокрытия телефонного номера при звонках, упоминать в беседе названия силовых структур. Коллекторам также запрещено разговаривать о задолженности с детьми заемщиков, а также мешать работе организаций сферы здравоохранения, образования, стратегически важных объектов инфраструктуры. Кроме того, взыскатели теперь не вправе рассылать сообщения друзьям должника в соцсетях, общаться с его коллегами и другими знакомыми.
Теперь члены НАПКА будут включены в реестр операторов персональных данных и должны получить лицензию на деятельность по техзащите конфиденциальности сведений, а также договор страхования профответственности. При этом контактировать с должниками запрещено лицам с непогашенной судимостью. Кодекс предписывает компаниям утвердить сценарии взаимодействия с должником и использовать лишь принятые шаблоны. Предыдущий кодекс НАПКА, который был утвержден восемь лет назад, содержал довольно обтекаемые формулировки, в основном скопированные из Кодекса Федерации европейских национальных коллекторских ассоциаций. Тогда рынок был "совсем молодым", и у НАПКА не было четкого понимания, какие требования, выработанные в Европе, выполнимы, а какие – нет, подчеркивает глава контрольного комитета ассоциации Дмитрий Теплицкий.
Для выполнения требований коллекторам потребуется пойти на дополнительные расходы: каждая компания обязана создать отдел по контролю качества взаимодействия с должниками, а также хранить записи разговоров с ними. По мнению президента группы компаний ФАСП Александра Морозова, не все компании на рынке готовы к таким требованиям. "Придется выстроить независимую систему контроля качества внутри компании и систему мотивации персонала, чтобы зарплата зависела не только от объема взысканных долгов, но и от качества общения с должником", – подчеркнул Морозов.