Минпромторг предлагает ввести 18-процентный налог на ввоз в РФ иностранных самолетов старше восьми лет, сообщает "Коммерсантъ". Мера должна поддержать российский авиапром, однако в случае ее одобрения ежегодные суммарные расходы авиакомпаний вырастут на 24 млрд рублей.
Сейчас воздушные суда иностранного производства, временно ввозимые на территорию стран Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), избавлены от уплаты таможенных пошлин и налогов. Такое решение принято комиссией Таможенного союза в июне 2010 года. Однако имеются ограничения: льготы распространяются лишь на суда с пассажировместимостью от 50 до 300 кресел.
Срок беспошлинного ввоза самолетов предполагается продлить c 2017 года до 2023–2029 годов (в зависимости от типа самолета), параллельно введя НДС для судов старше восьми лет. Кроме того, Минтранс и Минпромторг обсуждают варианты продления срока временного ввоза без пошлин среднемагистральных (Airbus 319/320/321 и Boeing 737 на 170–219 кресел), а также турбовинтовых самолетов.
Согласно статистике Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, российские авиакомпании эксплуатируют 541 иностранный самолет. Большая часть авиапарка – 56% – старше десяти лет, при этом без учета компаний группы "Аэрофлот" доля таких самолетов –76%. По оценкам ассоциации в 2017–2022 годах российские авиакомпании будут беспошлинно ввозить до 60 самолетов в год с учетом судов, требующих продления договоров лизинга.
В отрасли опасаются, что новация усложнит пополнение парка, увеличит расходы на лизинг и сократит число авиакомпаний, но идею могут поддержать крупные перевозчики, закупающие новые воздушные суда. Собеседник издания полагает, что возрастные ограничения не приведут к массовому переходу авиакомпаний на закупку новых отечественных судов. Источник в группе "Аэрофлота" рассказал, что компания ввозит новые самолеты, но выступает за продление действия прежних решений ТС.