Депутаты нижней палаты парламента в ходе пленарного заседания 14 июня в первом чтении приняли президентский пакет законопроектов, смягчающий уголовное законодательство по экономическим преступлениям.
Документы были внесены в нижнюю палату парламента Владимиром Путиным в мае этого года и предлагают вернуть в Уголовный кодекс статьи о мошенничестве в сфере предпринимательства, но в обновленном виде. В 2014 году Конституционный суд отметил, что существующая ст. 159.4 УК ("Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности") нарушает некоторые статьи Конституции, и выделил законодателям полгода на устранение противоречий. Депутаты так и не смогли определиться с тем, как должна выглядеть новая редакция нормы, однако свою версию предложил глава государства.
Новые виды мошенничества
Президент предлагает дополнить ст. 159 Уголовного кодекса "Мошенничество" тремя новыми частями – 5, 6 и 7, прописывающими ответственность за преднамеренное неисполнение договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности в зависимости от размера ущерба. Так, в частности, значительным будет считаться ущерб в размере от 10 000 рублей и более, крупным – от 3 млн рублей и выше, а особо крупным – превышающий 12 млн рублей. По действующим сегодня нормам размер значительного ущерба начинается с 2500 рублей, крупного – с 250 000 рублей, а особо крупного – с 1 млн рублей, однако статья устанавливает равные размеры ущерба для всех видов мошенничества, не выделяя предпринимательскую деятельность в особый пункт.
Размер ущерба
Практически в два раза увеличивается размер ущерба по всем экономическим статьям, где он указан. Так, например, в ст. 171.1 "Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ" размер крупного ущерба с 250 000 руб. увеличивается до 400 000 руб., а особо крупного – с 1 млн руб. до 1,5 млн руб. Кроме того, размер крупного ущерба по ст. 185 "Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг", ст. 185.1 "Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством РФ", ст. 185.2 "Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги", а также по ст. 185.4 "Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг" увеличился с 1 млн руб. до 1,5 млн руб., а особо крупного – от 2,5 млн до 3,75 млн руб.
Денежное возмещение
Глава государства также предлагал расширить сферу влияния ст. 76.1 УК ("Освобождения от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности") путем снижения размера денежного возмещения, которое подлежит перечислению в федеральный бюджет: размер этого возмещения снижается с пятикратной суммы причиненного ущерба (или полученного в ходе преступления дохода) до двукратной. Как заявил в ходе сегодняшнего пленарного заседания глава профильного комитета Павел Крашенинников, подобное снижение размера денежного возмещения увеличит применение ст. 76.1 более чем в два раза.
Пороговая сумма неуплаченных налогов
Проект поправок также увеличивает пороговую сумму неуплаченного налога, который станет основанием для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях. Так, крупным размером по ст. 198 "Уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица" будет считаться сумма налогов и сборов более 900 000 рублей за три финансовых года, а особо крупным – сумма более 4,5 млн рублей за 3 финансовых года (сейчас 600 000 рублей и 3 млн рублей соответственно). Пороговая сумма неуплаченного налога для организаций (ст. 199 и 199.1) в крупном размере увеличится с 2 млн рублей до 5 млн рублей за три финансовых года, а в особо крупном – с 10 млн рублей до 15 млн рублей за три финансовых года.
Допуск к заключенным
Второй законопроект из президентского пакета вносит поправки в ст. 18 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и ст. 7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Теперь к предпринимателям, находящимся в СИЗО или на домашнем аресте, предлагается допускать не только защитников, но и нотариусов. Однако, как рассказал в ходе пленарного заседания Крашенинников, норме потребуется "точечная корректировка". В частности, предлагаемые законопроектом изменения в текущей редакции законопроекта предлагается распространить на всех подозреваемых и обвиняемых, а не только на предпринимателей, находящихся в местах лишения свободы. Ко второму чтению норма будет исправлена.
С текстом законопроекта № 1083199-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.
С текстом законопроекта № 1083226-6 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и статью 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" можно ознакомиться здесь.