После вступления прошлой осенью в силу закона о банкротстве физлиц, еженедельный прирост должников в среднем составляет более 500 человек, пишет "Ъ-Деньги".
С октября 2015 года, когда закон о банкротстве вступил в силу, по июнь 2016-го те или иные процедуры банкротства затронули, по подсчетам издания, 10 376 человек. Скорость, с которой пополняются ряды банкротящихся граждан, нельзя назвать ни равномерной, ни постоянно растущей: так, с апреля текущий еженедельный прирост находился в диапазоне от 200 до 400 человек. В июне амплитуда колебаний снизилась, а средний прирост составил 502 должника в неделю.
Статистика дел по регионам не взаимосвязана с оценками количества потенциальных банкротов, которые дают кредитные бюро. Это подтверждает, что механизм банкротства остается неосвоенным, говорит председатель правления КонфОП Дмитрий Янин, добавляя, что все зависит от активности арбитражей и арбитражных управляющих. По его мнению, в целом по стране прибегнуть к банкротству могли бы около миллиона должников, если бы процедура была "человечной, дешевой, быстрой, доступной территориально, и люди знали, как ею воспользоваться".
Но немногие знают о возможности банкротства: в минувшем декабре о принятии закона знали 15%, а "что-то слышали" – 45%. Часть проблем вызвана сложностью процедуры для граждан – не каждый может самостоятельно подготовить документы: если должник и найдет в интернете образец заявления, он не всегда понимает, где взять нужные справки, выписки, копии договоров. Другая связана с отсутствием единой практики: в одинаковых ситуациях суды будут принимать разные решения до тех пор, пока не последует разъяснений Верховного суда. Например, у них разные взгляды на финансирование судебных расходов – затрат управляющего на размещение объявлений о банкротстве, уведомления, проведение собрания кредиторов, которые должник обязан возместить. И наконец, финал процедуры может быть неожиданным: существует не очень хорошая практика, когда судьи просто не списывают долги. Если она распространится, попытки прибегнуть к банкротству окажутся бессмысленными.
У арбитражных управляющих мотивов участвовать в процессе тоже не очень много: их заинтересованность может зависеть от количества клиентов и от других факторов. Но в целом уровень вознаграждения, прописанный законом, а это – 10 000 рублей за процедуру, как правило, не мотивирует управляющих работать. Кроме того, участие в процедуре банкротства физлица несет повышенные риски, поскольку риск получить 25-тысячный штраф достаточно велик. Тем более что сейчас внесены поправки в КоАП, в соответствии с которыми повторный штраф может привести к дисквалификации.