Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) подготовило доклад, в котором представлена оценка рисков предложенной ЦБ и Минфином реформы пенсионной системы: если она будет принята, то повышение пенсионного возраста не удастся избежать.
Летом стало известно, что Минфин совместно с Центробанком разработали систему "индивидуального пенсионного капитала" (ИПК), призванную заменить существующую накопительную. Идею реформы официально презентовали в конце сентября: в частности, ею предусматривается перевод 6% зарплаты работника, которая сейчас идет в накопительную часть пенсии, в страховочную. При этом подключение к новой системе будет автоматическим (см. "Минфин и ЦБ разработали новую схему накопительной пенсионной системы").
"Известия", ознакомившись с документом НАФИ, пишут, что, вероятнее всего, реформа найдет существенную административную поддержку, поскольку она крайне выгодна для бюджета – на какое-то время проблема дефицита денежных средств будет решена. Но ее реализация связана с серьезными рисками, главный из которых – повышение пенсионного возраста. Согласно подсчетам, дефицит Пенсионного фонд в будущем году составит 1,1 трлн руб., и это связано даже не с недостаточными взносами – большую роль играют теневая занятость и безработица. Кроме того, сказывается и низкий уровень зарплат: в прошлом году почти у 70% работников отчисления были ниже прожиточного минимума пенсионера. В то же время существенно сокращается доля трудоспособных граждан, что в сочетании с увеличением продолжительности жизни приводит к значительному росту коэффициента демографической нагрузки. В результате к 2050 году госрасходы, связанные с пенсиями, могут вырасти до 19% ВВП против текущих 13%.
В НАФИ заключают, что простое увеличение взносов в распределительную часть проблемы не решит: государство переносит свои обязательства с текущего момента на будущее. Именно поэтому "высока вероятность формального повышения пенсионного возраста, который сейчас составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин", говорится в докладе. Ранее экс-министр финансов и главы Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин говорил, что его следует довести до 63 лет как для мужчин, так и для женщин начиная с 2019 года, а отказ от такого шага непременно скажется на бизнесе в целом (см. "Кудрин: отказ от повышения пенсионного возраста станет ударом для бизнеса").
Президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Угрюмов уверен, что повышение пенсионного возраста не удастся избежать, однако основной его причиной называет недоиндексированность страховой пенсии. Предлагаемые ЦБ и Минфином изменения снизят нагрузку на бюджет, но вместе с тем государство не должно полностью отказываться от ответственности за судьбу пенсионеров, замечает управляющий партнер аналитического центра НАФИ Павел Самиев. А замглавы Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин, напротив, не видит связи между пенсионной реформой и изменением пенсионного возраста: по его мнению, реформа по большому счету связана с тем, что обязательная накопительная система себя не оправдала.