Концепция реформы института финансового оздоровления претерпела изменения. От радикальных предложений Банка России, с некоторыми оговорками, решено отказаться, пишет "Коммерсантъ".
ЦБ намеревался повысить эффективность санационных процессов, отстранив от них Агентство по управлению вкладами. Оздоровление рухнувших банков предлагалось осуществлять через специальный фонд, который входил бы в их капитал напрямую, и управляющую компанию под полным контролем регулятора (см. "Центробанк получил монополию на санацию банков"). Эту схему критиковали финансово-экономический блок правительства и само АСВ – в частности за то, что ЦБ совмещал бы в одном лице функции регулятора, органа банковского надзора и санатора.
После совещаний у первого вице-премьера Игоря Шувалова решено, что агентство по-прежнему будет курировать санацию. Однако теперь ЦБ получит большинство в совете директоров АСВ, где у регулятора сейчас только пять мест из тринадцати. Другим новшеством станет то, что деньги будут выделяться напрямую конечным получателям – банкам, проходящим оздоровление. Ранее регулятор неоднократно заявлял, что банки-санаторы используют бюджетные средства прежде всего для поддержки собственных проектов.
Еще одним условием станет передача от АСВ подконтрольного ему банка "Российский капитал" другому инвестору. Банк занимается оздоровлением "СУ-155". Дыра в балансе этого строительного холдинга точно неизвестна.
"Ведомости" пишут, что задолженность "СУ-155" составляет около 315 млрд рублей при стоимости активов 204 млрд рублей. Необходимость финансировать непрофильный актив грозит "Российскому капиталу" выпадением из норматива о максимальном размере риска на одного заемщика или группу связанных лиц. Это может повлечь необходимость постоянной докапитализации банка, который с 2008 года сам находится на санации.
Эксперты называют решение о сохранении за АСВ кураторских функций компромиссным. Они отмечают, что создание специального фонда повлекло бы за собой множество законодательных правок и парализовало бы текущие санационные процессы.