В Европейский суд по правам человека поступила жалоба активиста Яна Кателевского, которому после задержания удалось записать на диктофоне разговор между полицейским и судьей. Последняя утверждала, что ей приходится сочинять дело.
Как рассказал "Ведомостям" адвокат правозащитной организации "Агора" Дамир Гайнутдинов, его подзащитный утверждает, что сперва полицейские воспрепятствовали свободе слова, поскольку он был привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 за неповиновение одному из сотрудников МВД во время того, как им проводилось расследование о захвате земли в Подмосковье (см. "МВД проверит записи разговоров полицейских и судьи, записанных на диктофон активиста"). Кроме того, над ним вершили несправедливый суд: материалы дела (№ 5-815/2016) были сфабрикованы, да и сам процесс по нему проходил с грубыми нарушениями.
В качестве доказательства заявитель приводит расшифровку записи с изъятого у него в ходе задержания диктофона: в разговоре якобы судья Раменского горсуда Ольга Голышева жалуется, вероятно, начальнику отдела полиции, что ей приходится сочинять постановление, потому что доказательств вины Кателевского в деле нет. Активист, который на тот момент уже был арестован на 22 дня, попытался оспорить решение, сославшись на эту запись, но Мособлсуд отклонил апелляционную жалобу. И все-таки история получила широкую огласку: даже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков утверждал, что в Кремле, "безусловно, обратили внимание на сообщения".
Летом было подано заявление о преступлении в СКР – факт сговора между судьей и сотрудниками полиции налицо, считает Гайнутдинов. Однако на него до сих пор никакого ответа не получено. В подмосковном управлении СКР объясняют, что процессуальное решение по заявлению еще не принято: следователь проводит дополнительную проверку. Тем не менее федеральный судья Голышева, работающая на этой должности более десяти лет, все числится в составе горсуда. До того как попасть в него, она работала старшим следователем и помощником Раменского городского прокурора.
Одно из последних решений ЕСПЧ, принятых по жалобам граждан РФ, оказалось прецедентным: Страсбург присудил матери погибшего в прошлом году активиста арт-группы "Война" Леониду Николаеву компенсацию за 100 дней, которые тот незаконно провел в СИЗО ещё в 2010 году после того, как был задержан за резонансную акцию "Дворцовый переворот" (см. "ЕСПЧ создал прецедент новым решением против России"). Сначала его обвинили по п. "б" ч. 1 ст. 213 УК (хулиганство по мотивам ненависти в отношении какой-либо социальной группы), но после дело прекратили за отсутствием состава преступления. Ранее наследование по ст. 5 Конвенции о защите прав человека (право на свободу и личную неприкосновенность) было спорным вопросом, но никак не устоявшейся положительной практикой.