Совет по правам человека по итогам работы в сенежской колонии № 7 (Карелия) пришел к выводу, что содержащийся в ней активист-оппозиционер Ильдар Дадин действительно мог подвергаться пыткам со стороны ее сотрудников. Об этом "Интерфаксу" сообщил член СПЧ, глава "Комитета по предотвращению пыток" Игорь Каляпин.
"Работу в Сегеже мы завершили, сейчас будем составлять докладную и направим ее главе СПЧ Михаилу Федотову. Будем тщательно анализировать и просчитывать доказательную базу и выводы сделаем как юристы", – отметил правозащитник. По его словам, после общения с другими заключенными ИК, осмотра ее помещений у него сложилось впечатление, что Дадин в целом все "изложил верно". Вместе с тем Каляпин подчеркнул, что отдельные моменты оппозиционер мог преувеличить, поскольку он впервые отбывает наказание в месте лишения свободы, но события, на которые он жаловался, все же "имели место".
Кроме того, Каляпин рассказал, что ему и его коллеге Павлу Чикову "по указанию ФСИН из Москвы" отказали в доступе к материалам из личного дела Дадина, которые касались привлечения его к дисциплинарной ответственности. Активиста семь раз помещали в штрафной изолятор, и по каждому такому случаю должны составляться рапорты сотрудников ИК, обнаруживших нарушения, постановления, акты о применении силы и спецсредств, пояснил член СПЧ.
Правозащитникам также предоставили не все видеозаписи камер наблюдения, установленных в колонии, которые они планировали отсмотреть: часть из них были удалены, так как истек 30-дневный срок хранения. По словам Каляпина, им показали видеоролик, на котором Дадин отказывается покинуть камеру для обыска, из-за чего к нему правомерно применяют силу. Однако видео, где заснято начало конфликта, отсутствует, а Дадин заявляет, что он отказался выйти, потому что незадолго до этого его насильно вывели из камеры и избили. И он ответил сотрудникам ИК, что ему безразлично, где его будут пытать – в камере или в коридоре, отметил Каляпин.
По его убеждению, оппозиционера следует этапировать в другую колонию, однако сам он категорически против. Дадин утверждает, что не хочет бросать других заключенных, поскольку развязал борьбу за права и готов пожертвовать собой, цитирует ТАСС Каляпина. Представители СПЧ прибыли в сегежскую ИК-7 в понедельник, 7 ноября, для проверки сообщений о пытках, которые применяются к осужденным (см. "Ильдар Дадин подтвердил членам СПЧ, что его пытали, но делать выводы те не торопятся").
Дадин является первым россиянином, который получил реальный срок по закону о нарушениях на митингах (см. "Суд вынес первый приговор за повторное участие в несогласованных акциях протеста"). В декабре прошлого года он получил три года колонии. Весной этого года Мосгорсуд сократил срок его заключения до двух с половиной лет (см. "Суд смягчил приговор подзащитному Резника за повторное участие в несогласованных акциях протеста"). 1 ноября в СМИ просочилось письмо Дадина своей супруге, где он утверждал, что неоднократно подвергался пыткам в колонии (см. "Ильдар Дадин, осужденный за повторное участие в акции протеста, рассказал о пытках в колонии"). ФСИН по итогам проверки не нашла подтверждений заявлениям активиста (см. "ФСИН заявила об отсутствии следов побоев на теле Дадина").
2 ноября, в ходе встречи с сотрудником аппарата омбудсмена Карелии, Дадину стало плохо и ему вызвали медиков (см. "Ильдару Дадину понадобилась помощь врачей во время встречи с правозащитниками"). Однако, по словам замглавы московской Общественной наблюдательной комиссии Евы Меркачевой, приехавшие в колонию врачи заподозрили его в симуляции приступа. Позже "гражданские" медики оценили состояние Дадина как удовлетворительное, но также не обнаружили симптомов эпилептического припадка.