Госдума отложит рассмотрение законопроекта, которым предлагается лишать злостных нарушителей ГИБДД прав на срок до полутора лет. Об этом сообщает РБК со ссылкой на свои источники в депутатском корпусе.
Правительство внесло в нижнюю палату парламента подготовленный МВД законопроект в мае 2016 года, но рассматривать его начала уже Госдума нового созыва (см. "Водителей предложили лишать прав за три нарушения ПДД"). Предложено дополнить КоАП новой ст. 12.38 (систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством). Согласно ей, водителей смогут лишать права управления авто на срок от года до полутора лет или штрафовать на 10 000–30 000 руб. за три серьезных нарушения, допущенных в течение 12 месяцев. "Серьезными" признаются 17 составов правонарушений, среди которых проезд на красный свет или запрещающий жест регулировщика, отказ пропустить автомобиль с преимущественным правом пересечения перекрестков или машину со спецсигналами, разворот или движение задним ходом в неположенном месте, выезд на полосу встречного движения, нарушение правил пересечения железнодорожного переезда, а также непредоставление пешеходам преимущества на "зебре". При этом в "общий зачет" не пойдут нарушения, зафиксированные фото- и видеокамерами, поскольку за них ч. 31 ст. 4.1 КоАП предусматривает только штрафы.
Госдума одобрила этот законопроект в первом чтении еще 7 октября (см. "Дума разрешила отбирать водительские права за трехкратное нарушение ПДД"). Тогда эксперты были уверены, что новая статья в КоАП может появиться уже до Нового года. "Человек может иметь 50, 100 штрафов и, тем не менее, продолжать ездить, поскольку у нас нет ответственности за систематические грубые нарушения ПДД", – говорил Вячеслав Лысаков, первый зампред комитета ГД по госстроительству и законодательству, лидер Всероссийской политической партии "Автомобильная Россия". Он собирался просить коллег убрать из списка нарушений непропуск пешеходов, поскольку в такой ситуации может быть "много злоупотреблений", а также поворот налево и разворот в запрещенном месте. "Зачастую знаки противоречат разметке, мы так полстраны лишим прав", – констатировал депутат.
"Список нарушений, которые внесены в законопроект, совпадает с перечнем причин подавляющего количества ДТП с пострадавшими в нашей стране, – озвучивал свою точку зрения Валерий Солдунов, председатель "Всероссийского общества автомобилистов". –Стоит отметить, что автомобилисты в большинстве своем законопослушны, именно поэтому на их фоне всегда ярко заметен "наглый" нарушитель. "Если подобные "ездоки" будут лишаться прав, то движение станет спокойней". По его мнению, в перечень нарушений законопроекта необходимо добавить еще одно – езду по обочине.
Были и другие точки зрения. Депутат от ЛДПР Александр Шерин оценивал новеллу негативно: "Простые граждане, которые ездят не на «гелендвагенах», а на обычных российских автомобилях, будут оказываться жертвами преступлений с обычной коррупционной составляющей. Не нужно быть провидцем, чтобы отчетливо понимать, что эта норма ни к какому улучшению ситуации с аварийностью не приведет, а приведет к росту коррупционной составляющей".
На сбор поправок к новому чтению было отведено 30 дней, но в ноябре Госдума его рассматривать не стала, не планирует она это делать и на ближайшем декабрьском заседании. Комментируя ситуацию, Лысаков сказал РБК, что принимать законопроект наспех депутаты не планируют, поскольку тот требует полноценного обсуждения. «Законопроект коснется миллионов автомобилистов, а не только отморозков. Под удар могут попасть перевозчики, которые полжизни проводят за рулем, это их хлеб, было бы разумнее перенести его на следующий год», – объяснил он.
Председатель комитета Госдумы по социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) и вовсе считает, что работу над проектом нужно "заморозить". "Документом предполагается лишать прав за нарушения, за которые уже предусмотрено такое наказание. Надеюсь, что эта инициатива в условиях нового позиционирования Госдумы в отношении других ветвей власти будет отложена. У правительства уже нет тех возможностей давить, какие были раньше", – сказал депутат.