Эксперты Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге выяснили, что надзорные проверки снижают доходность компаний малого и среднего бизнеса.
Исследование "Влияние плановых проверок на деятельность организаций" базируется на данных об 111 тысячах фирм из шести российских регионов, сведениях о 253 тысячах прокурорских проверок за 2010–2014 годы и информации из базы данных Orbis международной компании Bureau van Dijk, которая содержит сведения о 8 млн российских юрлиц. Как пишет "Коммерсантъ", была проанализирована связь контрольных мероприятий с экономической эффективностью компаний четырех типов: малого и среднего бизнеса, крупных предприятий с активами более 2 млрд рублей и фирм старше четырех лет.
Если крупные предприятия не ощущают негативного воздействия ревизоров на свою доходность, то для средних фирм падение маржи от одной проверки составляет примерно 0,42%. Этот эффект накапливается, в результате чего к третьей проверке может составлять до 6,2%. Малый бизнес теряет еще больше – примерно 13,3%. Визиты ревизоров требуют участия сотрудников проверяемой организации, и это не только финансовые, но и временные потери – до 1% рабочего времени, отмечает РБК.
Наибольшую корреляцию проверок и падения прибыли исследователи обнаружили применительно к Роспотребнадзору и Россельхознадзору.
Также эксперты считают, что данные "Единого реестра проверок" Генпрокуратуры за 2015–2016 годы являются неполными и содержат в открытой части только 20% всех сведений о контрольных мероприятиях, которых должно быть почти 4 млн.
Ранее сообщалось, что за 2016 год Генпрокуратура выявила свыше 145 тысяч нарушений прав предпринимателей (см. "Бизнес-омбудсмены пожаловались на рост числа прокурорских проверок").