Именно столько задолжали защитникам, участвующим в уголовных делах по назначению органов дознания, следствия или суда, с мая 2016 года, передает пресс-служба Федеральной палаты адвокатов. АП Томской области обратилась к региональному уполномоченному по защите прав человека Елене Карташовой с просьбой помочь в решении этой проблемы.
В обращении указано, что для многих томских адвокатов работа защитника по назначению – единственный источник дохода. Кроме того, если они из-за неуплаты откажутся оказывать такую помощь, это повлечет существенное нарушение прав подозреваемых, обвиняемых и подсудимых по уголовным делам, гарантированных им ч. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 3 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 48 Конституции РФ. «Люди, не имеющие собственных средств на оплату адвоката, оказываются без защиты во время расследования уголовного дела в их отношении. Тем самым нарушается один из основных принципов уголовного процесса – принцип состязательности и равноправия сторон», – говорилось в письме.
Задолженность УМВД по Томской области и подведомственных ему подразделений перед адвокатами на сегодня составляет 7,171 млн руб. Несмотря на то, что региональное управление передало сведения о задолженности в МВД, средства на оплату труда защитников все еще не поступили. Областной омбудсмен сообщила, что она направила обращения прокурору Томской области Виктору Романенко и министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву с просьбой принять меры, а также проинформировала о сложившейся ситуации уполномоченного по правам человека в РФ Татьяну Москалькову.
Между тем по словам президента АП Томской области Сергея Коптякова, часть адвокатов отказалась участвовать в судебных процессах из-за того, что в течение восьми месяцев им не платят за эту работу. Адвокатская палата решает эту проблему, привлекая к работе других защитников, нередко из отдаленных населенных пунктов. «Несмотря на трудности, на данный момент защита была предоставлена всем лицам, имеющим право на ее получение в соответствии с законом, – говорит Коптяков. – Однако у меня нет ни юридических, ни моральных оснований для того, чтобы заставить адвокатов оказывать юридическую помощь бесплатно. Остается только ждать перечисления средств от УМВД России».