Управляющая компания, которая хотела зарегистрировать собственный третейский суд, обнаружила нарушения при формировании Совета при Минюсте, который выдает соответствующие разрешения. Он на 90% состоит из представителей других арбитражных учреждений, которые могут пожелать "устранения конкурентов".
В распоряжение "Право.ru" поступила копия заявления УК "Адентум Плюс" в адрес Владимира Путина, Дмитрия Медведева, начальника главного правового управления президента РФ Ларисы Брычевой и министра юстиции Александра Коновалова. Компания, которая занималась подготовкой документов для регистрации в качестве некоммерческой организации с действующим при ней арбитражным учреждением, нашла ряд нарушений при формировании Совета при Минюсте, который занимается выдачей разрешений третейским судам. "Мы пришли к выводу, что он не является независимым и противоречит принципам справедливости и конкуренции", – указано в заявлении.
Ниже представители "Адентум Плюс" аргументируют свою позицию. Так, в соответствии с п. 11 приказа Минюста "О совете по совершенствованию третейского разбирательства" в состав Совета должны входить два представителя Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП), а их там, по мнению заявителей, девять человек. В список вошли арбитры МКАС при ТПП Вадим Чубаров, Тамара Абова, Антон Асосков, Алексей Жильцов, Ольга Зименкова, Александр Комаров, Александр Маковский, Дмитрий Подшибякин и Дмитрий Скворцов. Между тем в ТПП работают лишь двое из перечисленных – Чубаров занимает должность вице-президента палаты, а Подшибякин является директором Центра арбитража и посредничества.
Также УК пишет о том, что в состав Совета не могут входить уполномоченные лица третейских судов. По мнению подателей заявления этот запрет был нарушен, когда Минюст включил в состав Совета троих членов президиума АНО "Институт современного арбитража": юристов Романа Бевзенко и Алену Кучер, а также президента Федеральной палаты адвокатов Юрия Пилипенко.
Еще одно нарушение "Адентум Плюс" видит в том, что в состав Совета при Минюсте входят учредители (участники), работники и лица, входящие в состав органов управления организаций, при которых действуют третейские арбитражи. Помимо Чубарова, Пилипенко, Бевзенко и Кучер, среди таких названы Вадим Белов, член комитета "Росийского союза промышленников и предпринимателей" (РСПП) и вице-президент этой организации Александр Варварин, а также Алевтина Камелькова – член правления "Ассоциации участников по содействию в развитии третейского разбирательства" (учредила третейский суд "Арбитражная ассоциация").
По мнению УК, все вышеперечисленные "имеют личную заинтересованность в преимущественной деятельности своих третейских судов, которая может привести к конфликту интересов" при рассмотрении документов от организации, желающей зарегистрировать свой арбитраж. "Налицо явное нарушение закона", – считают в "Адентум Плюс".
"Все вышеперечисленные факты принадлежности 90% членов Совета к действующим третейским судам указывают на то, что его решения будут продиктованы не принципами справедливости и беспристрастности, а принципами "устранения конкурентов", – пишет гендиректор управляющей компании Дмитрий Аникеев, требуя провести проверку законности формирования Совета.