ПРАВО.ru
Новости
10 июля 2009, 18:32

Таможня берет челноков на абордаж

Таможня берет челноков на абордаж
Таможенный контроль

Федеральная таможенная служба (ФТС) предлагает снизить порог беспошлинного ввоза товаров россиянами из-за рубежа, с нынешних 65 тысяч до 20 тысяч рублей (то есть с 2,1 тысячи до 650 долларов). Налог составляет одну треть от стоимости товаров, превышающей указанный лимит. То есть, если общая сумма покупок 30 тысяч рублей, то налог уплачивается с 10 тысяч, и превысит 3 тысячи рублей.

Также документ предлагает предоставить Правительству РФ право устанавливать перечень товаров, в отношении которых вообще не предоставляется освобождение по уплате пошлин, даже для личного пользования. Эти предложения содержатся в проекте поправок в Таможенный кодекс, опубликованном ФТС.

Причины новаций

Недавно премьер-министр Владимир Путин покритиковал ФТС за неудовлетворительные результаты в противодействии незаконному импорту. Действительно, за первое полугодие 2008 года ФТС перечислила в бюджет 2 триллиона 159 миллиардов рублей, тогда как за те же месяцы этого года — только 1 триллион 311 миллиардов, или 60,7 процента от прошлогодних объемов. Возможно, это и стало причиной законодательной активности ФТС.

В пояснительной записке к документу говорится, что снижение порога беспошлинного ввоза позволит таможне противодействовать ввозу в РФ коммерческих партий товаров под видом товаров для личных нужд. Ущерб от таких действий "связан как с непоступлением значительных объемов таможенных платежей в бюджет и с подрывом конкурентоспособности российских производителей, так и с вовлечением значительного числа социально незащищенных граждан РФ в теневой бизнес",- говорится в записке.

Наследство

Предлагается обложить пошлинами и ввозимое наследство. Сейчас любой человек может не платить пошлины с наследства, если предоставит подтверждающие зарубежные документы. Но в ФТС заявляют, что в России нет правовых актов взаимного признания документов, оформляющих наследство. В пояснительной записке говорится, что введение нормы связано со "сложностью установления подлинности документов на ввозимые полученные в наследство автомобили".

Юристы предлагают два возможных решения ввоза наследства в обход пошлины. Если имущество не особо дорого, его можно продать на месте, а деньги перевести через банк. Если же в наследство достались предметы искусства или иные артефакты, специалисты советуют попробовать оформить их в стране пребывания как культурную ценность. 5-й пункт 282-й статьи Таможенного кодекса РФ дает полное освобождение от уплаты пошлин при ввозе в страну культурных ценностей физлицами.

Мнения экспертов

Экономисты видят в новшествах от ФТС протекционизм и попытку переориентировать граждан на внутренний рынок.

"Всегда такое закручивание гаек совпадает с кризисными явлениями и подается нам как поддержка отечественного производителя и борьба с низкокачественным импортом. Эффективность таких мер очень низкая — дороже стоит их воплотить, чем те доходы, которые от их воплощения получит таможня. Более того, при нашем уровне коррупции — мера очень вредная, и ее введение вызовет много раздражения у людей",- приводит слова Юлии Цепляевой из Merrill Lynch "Коммерсант".

Большинство других экспертов, работающих в иностранных компаниях, соглашаются с ней, высказывая сомнения, что снижение порога сделает отечественную продукцию более конкурентоспособной.

"Государство использует традиционный фискальный подход в условиях недостатка денег. Для них задача — собрать средства. Но вместо увеличения налогооблагаемой базы (числа занятых) оно ставит забор, под которым надо пролезть. Оно пугает штрафами, устанавливает планы по сборам для различных ведомств. Думаю, что результаты будут обратными. Денег больше не станет, зато все начнут уходить в тень", — высказал свое мнение "Новым Известиям" председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

Последствия для челноков

Больше других, как отмечают эксперты, пострадают любители шоп-туров. По данным Ассоциации туроператоров России, они составляют около 10 процентов всех зарубежных поездок.

Специалисты туриндустрии убеждены: челночные новогодние туры не исчезнут. Просто подорожают услуги компаний, организующих такие специфические путешествия, поскольку гонорар "серым" таможенным брокерам вырастет, а оплачивать его по повышенному тарифу должны челноки.

"Фирмы, которые организуют челночные, массовые шоп-туры, сразу заявили: для них новые правила не станут помехой. С 1988 года они обходили все препоны и сейчас найдут способ обойти… Предложения ФТС ударят именно по совсем мелким коммерсантам, которые одну шубу брали для себя, вторую — на продажу, или просто по туристам, которые одевались и обувались за границей по более доступным ценам", — заявил вице-президент Ассоциации туроператоров России Андрей Игнатьев.

Эксперты удивлены, что в условиях кризиса государство вместо поддержания занятости населения, лишает определенную прослойку коммерсантов часто единственного источника дохода.

Последствия для туристов

По данным статистики, российские туристы тратят на отдыхе за границей больше всех. Однако практически все товары наши туристы покупают не для дальнейшей продажи.

"Эта мера очень больно ударит по обычным российским туристам, которые совершают покупки за границей. Получается, что если человек покупает за рубежом несколько сувениров или вещей, то общая сумма покупки уже превышает лимит в 20 тысяч рублей, и ему придется платить налоги", — приводит слова генерального директора "ФинЭкспертиза Консалтинг" Дмитрия Шустерняка "Газета". Теперь каждый россиянин, возвращающийся из турпоездки, будет чувствовать себя потенциальным нарушителем закона.

"Ничего хорошего это не принесет и дорогому туризму. Те, кто ездит в туры категории „выше среднего“, как правило, привозят дорогие вещи. Тут им придется иметь дело с таможенниками. В них вся проблема. Понравится человек таможеннику — он его пропустит. Не понравится — начнет проверять. Что будут делать люди в итоге? Мять одежду из Милана, отрывать ярлычки, выбрасывать коробки из-под швейцарских часов, доказывать, что все это у них уже было. В итоге появляется дополнительное окно для личных договоренностей между человеком и таможенником", — опасается Игнатьев.

Впрочем, генеральный менеджер компании Mercury Александр Реебок убежден, что на рынке дорогих импортных товаров, не имеющих российских аналогов, и тем более на luxury-сегменте нововведения таможни не скажутся никак. По его словам, "рынок luxury никак не зависит от этой нормы ФТС".

Интернет-магазины

Нововведения таможни могут осложнить жизнь даже тех, кто никогда не выезжал за рубеж. Поправки предусматривают двукратное снижение стоимости посылок, которые можно получать без уплаты пошлины — с действующих 10 тысяч до 5 тысяч рублей. Что существенно затруднит покупки в иностранных интернет-магазинах.

"Тем, кто закажет товары из-за рубежа по Интернету на сумму более 20 тысяч рублей, придется пройти через процедуру растаможки товаров. А так как сейчас в России по отношению к товарам, приобретаемым для личного пользования через интернет, эта процедура очень неудобная, людям придется помимо собственно пошлин дополнительно платить деньги „специалистам“, помогающим с оформлением документов", — говорит Шустерняк.

Последствия

Эксперты опасаются, что эти нововведения лишь повысят коррупционность таможенных процедур.

"Сейчас и так много произвола в оценке товаров. Если таможенный чиновник не хочет — он и не будет смотреть на чеки. Поэтому предложенные меры только стимулируют неформальные, нелегальные отношения между въезжающими и чиновниками", — считает Шелищ.

Вызывает большие сомнения, что экономический эффект от снижения ценовой планки беспошлинного вообще будет положительным. Большинство туристов, скорее всего, не станут декларировать "сверхнормативные" товары, и, соответственно, не будут оплачивать пошлину, тем более, что возможности таможни по расширению штата под увеличивающиеся очереди на границе не безграничны. Таким образом, в России появится еще один неработающий закон, который не будет выполняться, но за несоблюдение которого все-таки могут последовать санкции. А значит, велика вероятность обострения ситуации с коррупцией на таможне, говорит Шустерняк.

Скорее всего, государству не удастся получить дополнительные доходы даже непосредственно с деятельности челноков.

"Часть физических лиц будет стараться уложиться в новые нормы и бюджету ничего не отдаст, а те структуры, которые используют граждан для перемещения товаров через границу, могут просто увеличить количество своих „челноков“", — полагает ведущий консультант по праву ООО "ФинЭкспертиза" Дмитрий Ширяев.
Кроме того, наши туристы наверняка будут проявлять чудеса смекалки: к примеру, срезать ярлыки на новых вещах, пытаясь тем самым выдать их за старые, или просить других людей за отдельную плату провезти купленные вещи.