Накануне Минфин определился с параметрами налогового маневра, который уже давно обсуждается с участием МЭР. Глава ведомства Антон Силуанов считает, что необходимо уравнять ставки НДС и страховых взносов, доведя их до 22%. "Право.ru" спросило у юристов, специализирующихся в налоговом праве, что это изменит для бизнеса.
Опрошенные эксперты нашли в предложении немало "подводных камней". Налоговый маневр будет выгоден не для всех, и там, где государство может выиграть, бизнес и граждане, возможно, проиграют.
Идея повышения НДС и снижения взносов в соцфонды простимулирует в первую очередь те сектора бизнеса, в которых высока удельная доля расходов на персонал – все виды услуг, начиная от ИТ и заканчивая консалтингом, говорит Андрей Грачев, старший юрист департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ. Однако и другие сферы экономики, в которых занято население, по его мнению, почувствуют эффект от этой инициативы. "Такой такой маневр может привести к усилению диверсификации экономики России, чего и добивается правительство. Кроме того, такой подход обуславливается тем, что ФНС видит в себе потенциал эффективно контролировать уплату НДС в отличие от ситуации с "теневым" сектором зарплаты и потенциальными нарушениями с уплатой взносов в этой сфере", – полагает он.
Снижение ставки социальных взносов и объединение в один платеж – плюс прежде всего для компаний с большим фондом оплаты труда, отмечает Максим Владимиров, партнер (РФ), руководитель отдела налогообложения Noerr. Говорит он и том, что повышение ставки НДС, как одного из самых эффективных для бюджета, отвечает целям бюджетного наполнения. Однако он повлечет неизбежный рост цен и повышение налоговой нагрузки на конечных потребителей и налогоплательщиков, не имеющих права на вычет НДС.
С коллегой соглашается и Антон Соничев, адвокат, руководитель налоговой практики АБ "Деловой фарватер". С одной стороны, снижение нагрузки на фонд оплаты труда приведет к повышению зарплат, при этом снизится и себестоимость производимых в России товаров, поскольку снизятся затраты на заработную плату работников. "Однако не стоит забывать, что стоимость произведённых и ввезённых товаров включает НДС, поэтому неизбежным будет рост цен. Причём рост цен на товары совершенно очевиден, в то время как рост заработных плат весьма сомнителен, – сомневается он. – Поэтому всё ещё остаётся вопрос, останется ли в целом бюджетная система в выигрыше. В любом случае вряд ли такой налоговый маневр возможен раньше 2018 года, поскольку именно до этого времени действует мораторий на увеличение налоговой нагрузки".
Сергей Лихачев, руководитель направления налоговой практики Goltsblat BLP, говорит, что с точки зрения совокупной налоговой нагрузки на бизнес в целом, при одновременном увеличении НДС до 22%, говорить о серьезном снижении налоговой нагрузки нельзя. Речь скорее идет о ее перераспределении для бизнеса и увеличении для граждан, при рассмотрении данной инициативы вкупе с инициативой увеличения ставки НДФЛ (см. "Минфин и МЭР обсуждают варианты повышения ставки НДФЛ"). По его мнению, инициатива фактически продиктована лишь фискальными интересами: увеличение НДС на 4% позволит значительно увеличить доходную часть бюджета, а снижение ставки страховых взносов за счёт увеличения базы не должно существенно уменьшить поступления в соцфонды. При этом увеличение НДФЛ позволяет обеспечить дополнительный источник поступлений в соцфонды, возложив ответственность за размер пенсионных накоплений на граждан. Также эксперт предполагает, что существующие легальные механизмы уменьшения налоговой нагрузки могут быть переоценены, принимая во внимание существующие в последнее время высокие риски споров с налоговыми органами.
Не согласен с тем, что налоговая нагрузка останется неизменной и Максим Волобоев, заместитель руководителя налоговой практики юридической компании «НАФКО-Консультанты». Да, снижение страховых взносов станет неплохой поддержкой для предприятий малого и среднего бизнеса, применяющих УСН, однако для остальных компаний с введением новых ставок изменятся только суммы возмещаемых налогов, сам же подход к применению легальных схем оптимизации не должен претерпеть изменений. "На мой взгляд, подобные изменения приведут лишь к тому, что рост НДС будет в итоге перенесен на конечного потребителя. Также остается открытым вопрос о том, как и за чей счет будут компенсироваться Пенсионному фонду недополученные доходы", – отмечает эксперт, настаивая на том, что инициатива требует дополнительно проработки.
История вопроса
Предложение повысить НДС глава Минфина озвучивал еще в прошлом году на совещании у Владимира Путина, после чего эта инициатива прорабатывалась у первого вице-премьера Игоря Шувалова (см. "Минфин предлагает повысить НДС и страховые взносы").
Идея уменьшить общую ставку страховых взносов с 30% до 21% и повысить ставку НДС с 18% до 21% принадлежит выходцу из Минфина, министру экономического развития Максиму Орешкину (см. "Минфин и МЭР договорились уравнять ставки по НДС и страховым взносам"). Предполагается, что снижение нагрузки на работодателей будет способствовать экономическому росту и выходу бизнеса "из тени". Об этом же говорил накануне и министр финансов Силуанов, уточняя, что НДС повысят не для всех. Льготы по уплате налога сохранят для сельского хозяйства, медицины, образования и финансового сектора. При этом министр считает, что налоговая нагрузка вырастет лишь для тех, кто "работает всерую, показывает меньше выручки, не платит налоги" (см. "Силуанов: увеличение ставки НДС до 22% сократит теневой сектор в экономике").
По прогнозам МЭР, увеличение НДС может принести около 836 млрд руб. (0,91% ВВП) дополнительных доходов в бюджет. Социальные фонды потеряют на маневре порядка 1944 млрд рублей (2,11% ВВП) в год. Для того чтобы компенсировать эти потери, хотя бы отчасти (приблизительно на четверть) Минфин предлагает унифицировать соцвзносы, отказавшись от порядка, когда зарплаты выше определенного уровня облагаются ими по льготной ставке 15,1%. Силуанов считает, что это приведет еще и к упрощению отчетности для бизнеса. Реформа обойдется государству примерно в 548 млн руб., зато регионы заработают на ней порядка 318 млрд руб., говорят аналитики.
Что же касается бизнеса, то больше всего выиграет агросектор, для которого налоговое бремя снизится почти на 40%, для машиностроительной отрасли этот показатель составит порядка 9%, для финансов, торговли и строительства – приблизительно 5%. "Сэкономит" на налогах и госсектор, где снижение общей нагрузки на фонд оплаты труда планируется в пределах 437 млрд руб., для образования и здравоохранения она упадет на 32–33%, для госуправления – на 28% (см. "МЭР: от уравнивания ставок по НДС и соцвзносам выиграют госсектор и сельское хозяйство").
В правительстве нашлись и те, кто раскритиковал инициативу. Например, глава Минтруда Максим Топилин считает, что это может нарушить гарантированные государством страховые принципы. "Если у вас сейчас ставка совокупная – 30%, а по закону 34%, то как может быть 21%? Что будет тогда с правами?" – говорил он, предполагая, что фондовую "недоимку" государству придется погашать за счет бюджетных средств. Вице-премьер Ольга Голодец не одобрила предложенный "революционный" подход, поскольку для экономики важна стабильность, а стремление все время что-то менять отражается на ней не лучшим образом (см. "Голодец раскритиковала "налоговый маневр" Минэкономразвития").