Европейский суд по правам человека вынес постановление против России, признав нарушением Европейской конвенции принудительное изъятие земельных участков для госнужд при отсутствии доказательств "неоспоримого общественного интереса", пишет "Коммерсант".
ЕСПЧ вынес решение по делу "Волчкова и Миронов против РФ", в котором власти России не смогли доказать "наличие неоспоримого общественного интереса" при принудительном изъятии собственности для частного инвестиционного проекта в Подмосковье. Изъять недвижимость в Люберцах местные власти хотели в 2003 году согласно генплану и программе сноса частных и муниципальных домов для реализации инвестконтрактов с целью "улучшения архитектурного облика" города. Однако собственники обратились в ЕСПЧ с жалобой на то, что изъятие недвижимости было с коммерческой целью. Дело в том, что на участке был построен 17-этажный дом, в котором муниципалитету досталось только 5% площади квартир, которые он продал инвестору.
Страсбург отметил, что изъятие дома не могло быть обусловлено только "эстетическими улучшениями". При этом дом под снос не был ни ветхим, ни аварийным. Местные власти к тому же не предоставили доказательств того, что проект был построен как социальное жилье. Кроме того, заявители в своей жалобе указали, что они получили неравноценное возмещение – $115 000 и право социального найма двух квартир общей площадью 100 кв. м. ЕСПЧ предложил сторонам договориться о погашении материального ущерба либо представить в суд отчеты оценщиков, по которым он сам назначит компенсацию. Пока суд присудил заявителям по €3000 компенсации морального вреда и €100 судебных издержек.