Судье, который фактически взял на себя управление нефтяным бизнесом, принадлежавшим его отцу, и лишился за это мантии, не удалось убедить Верховный суд вернуть ему статус. Дисциплинарная коллегия не поверила в фальсификацию доказательств и месть бывшего директора компании.
Судья Сергей Мальцев работал в 10-м ААС с 2008 года, однако в ноябре прошлого года в Высшую квалификационную коллегию судей поступила жалоба от экс-гендиректора ООО "Литера" Оксаны Ковтун. Владельцем этой компании был отец судьи Виктор Мальцев, который, по словам заявителя, не мог управлять бизнесом самостоятельно из-за отсутствия опыта. Ковтун в своем обращении указала, что все дела предприятия вел его сын, совмещая это с судейской работой.
По словам заявительницы, в 2014 году судья Мальцев предложил ей возглавить компанию. Та согласилась, а сам Мальцев, как следует из жалобы, "систематически принимал участие в текущей оперативной деятельности предприятия". По заявлению Ковтун, он вел переговоры с поставщиками, контрагентами и банками, а также контролировал бухгалтерскую отчетность компании. В подтверждение этого Ковтун предоставила в ВККС записи телефонных разговоров и распечатку ее с Мальцевым переписки.
В августе 2015 года, по словам Ковтун, Мальцев ее уволил по причине «недовольства ее работой». Однако на этом история не закончилась. Заявительница в своей жалобе указала, что судья начал угрожать ей уголовным преследованием, а она восприняла эту угрозу реально, что и стало причиной подачи жалобы. Высшая квалифколлегия создала комиссию для проверки достоверности информации, указанной в заявлении, и пришла к выводу, что Мальцев нарушил закон о статусе судей, так как участвовал в коммерческой деятельности компании (п. 4 ст. 3, запрещающий судьям прямо или косвенно заниматься предпринимательской деятельностью – прим. ред.), и Кодекс судейской этики. В итоге в январе текущего года ВККС лишила судью полномочий (см. "ВККС лишила мантии судью 10-го ААС за ведение бизнеса параллельно с работой").
Мальцев с этим решением не согласился и попытался оспорить его в Верховном суде. Дисциплинарная коллегия начала рассматривать дело неделю назад. На заседании Мальцев заявил, что аудиозаписи и распечатки писем были сфальсифицированы и попросил провести их экспертизу. ВС решил вызвать в суд Ковтун, а после принять решение о том, стоит ли привлекать к делу экспертов.
На сегодняшнем заседании Ковтун рассказала, что фактическим собственником ООО «Литера» был Сергей Мальцев, хотя по документам владельцем компании являлся его отец.
– В чем выражалась деятельность Мальцева – поинтересовался председательствующий Сергей Рудаков.
Ковтун пояснила, что судья вел вместе с ней переговоры с ключевыми поставщиками и контрагентами, а также принимал участие в работе с банками. "Мы с ним ежеквартально встречались и подводили итоги работы. Я привозила ему от 3 до 5 млн руб. дивидендов наличными деньгами", – рассказала она, добавив, что оборот компании, которая занималась оптовой продажей нефтепродуктов, за 2015 год составил около 500 млн руб.
– Почему вы обратились в ВККС? – продолжил Рудаков.
Свидетельница рассказала, что Мальцев ей угрожал. "Он говорил мне, что, если я не буду выполнять его задачи, то он подаст на меня в правоохранительные органы. После увольнения мне начали поступать звонки из Санкт-Петербурга от оперативных сотрудников, меня вызывали по вопросам ООО. Я полагаю, это могло происходить из-за того, что сестра Мальцева занимает руководящую должность в прокуратуре", – заметила Ковтун, пояснив, что из-за угроз и начала записывать телефонные разговоры. Кроме того, по ее словам, после всего случившегося у нее начались проблемы со здоровьем и нервами.
В итоге судьи решили прослушать аудиозаписи на заседании. В разговорах мужчина и женщина обсуждали организационные и финансовые вопросы компании. В частности, мужчина спрашивал про документы, а также просил решить вопрос с Минтрансом, у которого образовалась "большая дебиторка". Собеседники обращались друг к другу на ты, иногда срываясь на повышенные тона. При этом женщина говорила, что не будет никому звонить, и советовала мужчине сделать это самостоятельно, а ее собеседник настаивал на своем и убеждал сказать контрагентам, что "Мальцев просит".
Ковтун после прослушивания еще раз подтвердила, что переговоры в записи вели она и Мальцев, экс-судья же утверждал обратное. Он заявил, что голос на записи – не его, и какой мужчина мог быть так хорошо осведомлен о деятельности компании, он не знает. Мальцев не отрицал, что несколько раз разговаривал с Ковтун по телефону, но при этом убеждал судей ДК, что жалобу экс-директор написала только с целью надавать на его отца – владельца компании. «Отцу она сделать ничего не может и использовала меня как рычаг», – говорил бывший судья.
Он также рассказал, что на одного из контрагентов из Санкт-Петербурга было заведено дело о мошенничестве, поэтому Ковтун и звонили из правоохранительных органов. "Она испугалась, что будет привлечена к уголовной ответственности, и написала заявление. Но вот лишили меня полномочий, ее же все равно вызывают, значит, не во мне дело. И вообще, если она два года знала, что я нарушаю закон и Кодекс судейской этики, почему она раньше не обратилась с жалобой?» – заметил Мальцев.
Однако суд, несмотря на доводы Мальцева, ходатайство о проведении экспертизы записи звонков не удовлетворил. Тогда Мальцев попросил провести психиатрическую экспертизу Ковтун, так как она жаловалось на проблемы с нервами. Однако и в этой просьбе ему было отказано. В итоге ВС жалобу Мальцева отклонил, оставив в силе решение ВККС.