В Госдуме разрабатывают пакет поправок, которые легализуют на территории Крыма и Севастополя защищенные от налоговых органов трасты, предоставят существенные льготы местным резидентам и выведут их операции из-под валютного контроля, пишет "Коммерсантъ".
Поправки вносятся двумя законопроектами: предлагается скорректировать Налоговый и Гражданский кодексы РФ, а также более десятка профильных законов, автор – зампред думского комитета по международным делам Алексей Чепа из "Справедливой России". В частности, ГК обзаведется такими понятиями как "международная компания", "международные трасты" и "семейные фонды". Поправки обяжут эти новые разновидности ООО вставать на учет в налоговых органах по месту реального расположения – соответственно, будучи зарегистрированными за границей, они получат статус налоговых нерезидентов. Согласно проекту, трасты в Крыму приобретают права на переданные им активы, что позволит бенефициару получать доходы, оставаясь невидимым.
Также предлагается расширить налоговые преференции, предоставляемые резидентам свободной экономической зоны, которая уже действует в Крыму. Из нее выделяются отдельные участки территории свободного порта со специальным режимом ведения бизнеса – так называемая Международная транзитная зона (МТЗ). Ее резиденты смогут не платить налоги на добавленную стоимость (НДС) и на прибыль и имущество с доходов, полученных на территории МТЗ, а с тех, что получены на остальной территории РФ, отдавать на дивиденды не более 15%, проценты и роялти не выплачивать вовсе. Операции в зоне освобождаются от требований валютного контроля. При этом участники МТЗ должны будут ежегодно платить налоговый сбор в €1 500.
Предлагаемые поправками льготы весьма обширны – например, иностранные банки, страховые и брокерские компании, а также негосударственные пенсионные фонды смогут работать в Крыму и Севастополе без лицензий. Визитерам-иностранцем разрешается посещать полуостров без визы, а те из них, кто вложит в местные облигации от €1 млн, смогут претендовать на упрощенные порядок получения гражданства РФ.
Законопроекты пока что не изучались парламентскими фракциями, а государственно-правовое управление президента уже предъявило к ним ряд претензий, признает Чепа. Эксперты указывают, что многие предложения не согласуются с антиотмывочными рекомендациями G20 и Организации экономического сотрудничества и развития и могут помешать обмену налоговой информацией (см. "Будущее налогового законодательства в России и за рубежом").