Новая схема по легализацию вывода активов за пределы России и уклонению от налогообложения использует исполнительные листы, полученные в арбитражных судах. Это позволяет обойти блокировку, наложенную банками на подозрительные транзакции, пишет РБК.
Если официально декларируемые товары ввозятся по завышенным, по сравнению с рыночными, ценам, таможенные органы проставляют специальную отметку в грузовой декларации. Согласно антиотмывочным указаниям Банка России, в целях предотвращения сомнительных операций банки отказывают импортеру в проведении трансграничного платежа в пользу нерезидента по документу с такой отметкой.
В этом случае юридическое лицо-поставщик обращается в арбитражный суд с иском к резиденту-получателю, не оплатившему поставку. Факт поставки подтвержден таможней, сомнительное ценообразование предметом спора не является. Суд изучает факт неоплаты как таковой, выносит решение в пользу истца, и тот получает исполнительный лист. Этот документ предъявляется заблокировавшему платеж банку, который обязан исполнить судебное решение.
Росфинмониторинг и ЦБ ситуацию никак не комментируют, Минюст заявил, что проблема находится вне его компетенции. Федеральная таможенная служба утверждает, что не располагает информацией об использовании судебных решений в схемах с поставках товаров по внешнеторговым договорам с намеренно завышенной ценой.
Проблема существует, причем схема стала применяться активнее в силу ужесточившегося контроля за другими способами вывода капитала – например, "молдавской", где задолженность по фиктивному договору взыскивается при участии судебных приставов (см. "Банки и финразведка придумали, как бороться с отмыванием денег через суды и приставов"). По мнению экспертов, в таких случаях судам было бы целесообразно оценивать экономический смысл рассматриваемых сделок, а наиболее подозрительными случаями должны заниматься правоохранительные органы.