Уполномоченный РФ при Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) – замминистра юстиции Михаил Гальперин обжаловал постановление по делу "Полякова и другие против России", которым Страсбургский суд предписал выплатить компенсации осужденным, отправленным в отдаленные от их дома колонии. Об этом сообщает пресс-служба Минюста.
В ходатайстве о передаче дела в Большую Палату российские власти оспаривают выводы ЕСПЧ о несоответствии положениям Конвенции о защите прав человека ряда статей Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК), регламентирующих порядок выбора колонии для осужденных. Кроме того, российская сторона раскритиковала предложение Страсбурга проводить предварительные консультации с осужденными для определения места отбытия ими наказания. Реализация такой инициативы приведет к несвоевременному исполнению приговора, отмечается в жалобе РФ.
Российская сторона также сослалась на то, что по делу "Полякова и другие против России" не анализировалась ситуация каждого из заявителей, а также на то, что свидания им по факту предоставлялись. Доводы российских властей о том, что действующий порядок определения колонии соответствует требованиям Конвенции, подкрепляется ранее сформированной практикой ЕСПЧ, согласно которой конвенционные положения не гарантируют право осужденного на выбор конкретного места отбытия наказания, а нахождение его на удаленном расстоянии от родственников – прямое следствие вынесения обвинительного приговора, подчеркивается в сообщении Минюста.
В марте этого года ЕСПЧ обязал РФ выплатить €27 672, а также возместить судебные издержки шести заявителям, чьих родных этапировали в колонии, расположенные за тысячи километров от дома. Расстояние между ИК и местом проживания семей осужденных, которые пожаловались в ЕСПЧ, составляет 2000–8000 километров, что осложняет свидания или вовсе исключает их возможность (см. "ЕСПЧ обязал РФ выплатить компенсацию за отправку заключенных в отдаленные колонии").
Кроме этого, как сообщили в Минюсте, Гальперин направил в ЕСПЧ замечания по существу жалоб "Милица против России" и "Шалыев против России", в которых заявители высказывают претензии относительно участия прокурора в судебном процессе по гражданским делам. По их мнению, это нарушает их право на справедливое судебное разбирательство и противоречит принципу равноправия сторон. "Российская сторона исходит из того, что участие прокурора в гражданском судопроизводстве не препятствует реализации заявителями в полном объеме своих процессуальных прав. Более того, именно участие прокурора в разбирательствах, затрагивающих наиболее значимые права и интересы граждан, направлено на защиту прав неопределенного круга лиц и общественного интереса", – говорится в сообщении Минюста.