Коллекторские агентства начали создавать мобильные приложения для общения с должниками: благодаря таким сервисам последние могут узнать о сумме долга по всем договорам с просрочкой, проверить, из чего состоит задолженность, и посмотреть историю платежей, объясняют "Ведомости".
Кроме этого, пользователь может задать вопрос в чате либо заказать обратный звонок, а также настроить самостоятельно получение push-уведомлений с информацией о возможных дисконтах со стороны банка и напоминанием о предстоящем платеже. Хотя законодательство ограничивает общение коллекторов с должниками, такие приложения позволяют взыскателям общаться чаще. В планах у агентств – создание бот-чатов в популярных мессенджерах.
Член правления "СДМ-банка" Александр Голубев замечает, что по духу закона нарушения нет, если работа приложений носит информационный характер. Проблема в том, что должника сложно им заинтересовать, еще есть повышенные требования к безопасности при работе с персональными данными, добавляет гендиректор "Активбизнесколлекшн" Дмитрий Теплицкий.
Недавно стало известно, что банки придумали, как обойти запрет на излишне частые контакты с должником. Сейчас коллекторам запрещено общаться с ними чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц (см. "Как это работает: новые правила для коллекторов"). Однако закон позволяет должнику и заемщику оформить соглашение о том, что кредитор вправе сам определять периодичность их общения. Кредитные организации, в числе которых "МКБ", "Тинькофф-банк" и банк "Восточный", пользуются этой лазейкой: еще до возникновения просрочки они прописывают себе подобные полномочия – сразу в кредитном договоре либо в дополнительном соглашении к нему. Правда, пока коллекторы не спешат увеличивать интенсивность взаимодействия с заемщиками, поскольку нет правоприменительной практики (см. "СМИ: банки нашли возможность для неограниченного общения с должниками").