Около 90% кладбищ, 20% дорог, мосты, водопроводы, придомовые проезды и даже значительная часть газораспределительных сетей сегодня в России являются бесхозяйными, показали результаты исследования, проведенного фондом поддержки социальных исследований "Хамовники". Эксперты обсудили, почему так случилось и что с этим можно сделать.
Бесхозяйной, согласно ГК, является вещь, у которой нет собственника, владелец которой неизвестен или отказался от нее. Большинства бесхозяйных объектов при этом юридически не существуют, говорит автор исследования, зампред экспертного совета по науке фонда "Хамовники" Ольга Моляренко.
Она рассказала, что основной причиной, по которой возник такой феномен, стало недоразграничение собственности. Откуда оно взялось? Моляренко объяснила, что нормативно-правовая основа разграничения формировалась в 1991–1995 годах, когда оно было проведено "по минимуму". Законодательство же при этом исходит из презумпции полностью состоявшегося разграничения. Кроме того, появлению "ничейных" дорог и кладбищ способствовали регулярное изменение норм оформления права собственности, длительный правовой "разрыв" между возведенным объектом и земельным участком под ним, а также заявительный принцип возникновения права и переложение расходов на собственника.
Чиновники не могут договориться
Бесхозяйные объекты, как говорится в исследовании, появляются и в связи с банкротством или реорганизацией колхозов, совхозов, промышленных предприятий: с их баланса списывают социальную инфраструктуру или непрофильные активы, а муниципалитеты эти объекты не принимают. Точно так же непрофильную инфраструктуру с баланса "скидывают" военные и исправительные учреждения, а статус земельных участков при этом сохраняется.
Кроме того, рассказала Моляренко, бесхозяйственность возникает из-за специфической практики постановки объектов на кадастровый учет и оптимизацию муниципальных образований. В качестве яркого примера она привела такую ситуацию: "В одном из регионов есть поселок городского типа, который в 60-х годах был создан при колонии. До сих пор большая часть земли принадлежит колонии, и поэтому нельзя поставить на учет всю инфраструктуру. Но, кроме того, весь поселок находится на земле промышленного назначения, а это значит, что там в принципе нельзя зарегистрировать жилье и кого-то в него прописать, потому что оно находится в сомнительном статусе".
Сегодня легализовать бесхозяйную недвижимость не дает еще и то, что у потенциальных владельцев, например, муниципалитетов, часто нет средств, необходимых для межевания, составления кадастровых и технических паспортов принимаемых объектов, а также на приведение их в надлежащее состояние. При этом федеральные власти зачастую игнорируют обращения муниципалитетов, на чьи земли попало такое имущество. Нередко получению "официального статуса" сопротивляются и сами жители "ничьих" домов, которые боятся повышения коммунальных тарифов после легализации.
Виноваты проверки
Ведущий научный сотрудник Центра поддержки и сопровождения органов МСУ Высшей школы госуправления РАНХиГС Роман Петухов, в свою очередь, отметил, что проблема появления бесхозяйного имущества связана с проверками. "Проблема тогда и появилась, когда начали приходить проверяющие органы, обнаруживать это имущество и привлекать за него к ответственности", – полагает Петухов. Чтобы не нести ответственность за ненадлежащее оформление таких объектов в собственность или их плохое состояние, администрации поселений готовы оставить их в статусе "ничейных".
По его мнению, пока за этими объектами никто не следил, проблемы не было. "Теперь изменился подход, появился госконтроль, и мы видим, что на пользу это не пошло. Кроме того, надо четко понимать, что имущество, которое долгое время пробыло без хозяина – это бремя. Муниципалитеты пойдут судиться только за хорошие объекты, которые им нужны, тратить деньги на бесполезные они не будут. И потом, как только они их оформят, придет прокуратура и скажет, что они находятся в ненадлежащем состоянии", – заметил эксперт.
Тайное благоустройство
Особняком среди всех бесхозяйных объектов стоят кладбища, примерно 90% из них не принадлежат никому. Авторы исследования отмечают, что чаще всего они расположены на землях сельхозназначения и лесного фонда. "Такие объекты выявляют в основном тогда, когда муниципалитет или частные собственники пытаются продать земельные участки, переводя их из категории сельскохозяйственных в ИЖС для строительства коттеджных поселков", – рассказала Моляренко.
Еще один аспект, на котором остановилась автор исследования,– дороги. Около 20% автомобильных дорог сегодня в России бесхозяйны. Чаще всего остаются неоформленными улицы частного сектора, придомовые проезды многоквартирных домов, дороги, расположенные на ведомственных землях, а также те, что ведут от трасс к дачным товариществам.
Моляренко отметила, что официально выделять финансирование на обслуживание и ремонт таких объектов муниципалитеты не могут. Поэтому им приходится использовать завуалированное нецелевое расходование средств, в основном через выделение денег на благоустройство. При этом ответственность за содержание бесхозяйных дорог ложится на поставщиков муниципальных услуг. Для того чтобы они не отказывались от работы, либо завышается цена "благоустроительного" муниципального контракта, куда включается оплата такой работы, либо исполнителю дают гарантию дальнейших побед в тендерах за то, что он будет содержать бесхозяйные объекты на собственные средства, пояснила Моляренко. Все это – прямые нарушения законодательства о госзакупках и конкуренции, на которые приходится идти местным администрациям, чтобы обеспечить содержание бесхозяйных объектов. Также практикуется так называемая социальная ответственность бизнеса, который фактически обязывают предоставлять строительные материалы, трудовые ресурсы и оказывать юридическую поддержку.
При этом автор исследования отметила, что возможным вариантом решения проблемы бесхозяйного имущества стала бы своеобразная амнистия: земли нужно не только вывести из ведения тех предприятий, учреждений или ведомств, у которых они сейчас находятся, но и разрешить муниципалитетам оформить их в собственность бесплатно. Однако остается открытым вопрос, готовы ли пойти на такие меры федеральные власти.