Компания приобрела 99,7% акций другой организации, а затем решила добиваться выкупа ценных бумаг у остальных акционеров. Однако Центробанк запретил ей это делать – весь пакет акций фирма получила от аффилированного с ней юрлица, то есть фактически их не покупала. А по закону об акционерных обществах требовать выкупа остатка акций может лишь держатель 95-процентного пакета, минимум 10% из которых он приобрел. Стороны, отстаивая свою позицию, дошли до Верховного суда.
"Уральский дизель-моторный завод" ("УДМЗ") направил "Людиновскому тепловозостроительному заводу" ("ЛТЗ") предложение о покупке его ценных бумаг. Десять акционеров "ЛТЗ", владеющих в совокупности 99,7249% акций, приняли предложение "УДМЗ". Последний отчитался перед Центробанком об их приобретении. В дальнейшем "УДМЗ" направил на согласование в банк требование о выкупе оставшихся ценных бумаг "ЛТЗ" у миноритариев [акционеров, размер пакета акций которых не позволяет им напрямую участвовать в управлении компанией]. ЦБ оставил это требование без рассмотрения, указав, что завод приобрел больше 10% обыкновенных акций "ЛТЗ" у своего аффилированного лица – компании "Синара-Транспортные машины" ("СТМ"). Поэтому он не вправе требовать выкуп ценных бумаг у других акционеров в соответствии со ст. 84.8 закона "Об акционерных обществах" ("Выкуп ценных бумаг публичного общества по требованию лица, которое приобрело более 95% акций публичного общества"). Кроме того, ЦБ вынес предписание, которым запретил "УДМЗ" приобретать оставшиеся акции "ЛТЗ".
Не согласившись с действиями Центробанка, завод оспорил их в Арбитражном суде Орловской области (дело № А48-7180/2015). Суд встал на сторону "УДМЗ" и признал незаконным отказ банка рассмотреть его требование о выкупе ценных бумаг, а предписание о запрете это делать – недействительным. Апелляция и кассация в дальнейшем засилили это решение. Суды указали, что в соответствии с п. 1 ст. 84.7 закона об акционерных обществах лицо, которое стало владельцем более 95% акций общества, с учетом акций его аффилированных лиц обязано выкупить оставшиеся акции общества (согласно редакции закона, действовавшей в период спора). При этом закон не содержит ограничений на приобретение акций, в случае если они выкупаются у аффилированных лиц, подчеркнули суды.
ЦБ оспорил вынесенные ими акты в Верховном суде. Он указал, что "УДМЗ" на момент направления предложения о выкупе акций не являлось акционером "ЛТЗ", при этом аффилированное с ним лицо ("СТМ") владело 99,72% акций завода. По мнению банка, отчет "УДМЗ о их покупке не означает фактическое приобретение, поскольку до этого он в силу аффилированности с "СТМ" уже владел этим совокупным пакетом. Следовательно, "УДМЗ" по факту приобрел лишь 0,0002 % обыкновенных акций "ЛТЗ", настаивает заявитель. При этом лицо, указанное в п. 1 ст. 84.7 закона об акционерных обществах (ставшее владельцем более 95% акций общества), вправе требовать выкупа остальных ценных бумаг, если ранее оно купило не меньше 10% акций общества. Акции, приобретенные у аффилированного лица, не учитываются, полагает ЦБ, поскольку их передача не меняет совместный пакет, принадлежащий таким лицам. С учетом этого ЦБ считает, что "УДМЗ" не соответствует требованиям, при которых возникает право выкупа акций, предусмотренное ст. 84.8 закона об акционерных обществах. Экономколлегия ВС сегодня жалобу ЦБ удовлетворила и отменила решения нижестоящих судов.