ПРАВО.ru
Новости
26 июня 2017, 18:13

Юристы прокомментировали "рекордный" картельный сговор 28 компаний

Юристы прокомментировали "рекордный" картельный сговор 28 компаний

Федеральная антимонопольная служба уличила почти три десятка компаний в картельном сговоре при проведении торгов на поставку индивидуальных средств защиты дыхания (противогазов и респираторов). Служба поэтапно привлекает участников этого антиконкурентного соглашения к административной ответственности.

Так, красноярскую компанию "Промснаб-Сибирь" за участие в картеле оштрафовали на 1,1 млн руб., сообщает "Интерфакс" со ссылкой на пресс-службу ведомства. Массовый картель поставщиков противогазов и респираторов ФАС раскрыла еще в августе 2016 года. Служба установила, что 28 компаний и предприятий из Москвы, Петербурга, ряда регионов центральной и южной части РФ, Сибири и Урала заключили соглашение по разделу рынка индивидуальных средств защиты дыхания отечественного производства.

Члены картеля с февраля 2014 года по декабрь 2015-го приняли участие в 1308 конкурсах и аукционах, в рамках которых провоцировали поддержание максимальных цен, а в дальнейшем распределяли контракты между собой. ФАС отмечает, что участники сговора монополизировали практически все рынки указанных товаров в границах России. При этом некоторым компаниям удалось избежать административной ответственности, поскольку они добровольно признали свое участие в картеле. Согласно программе освобождения от ответственности, лицо, первым добровольно сообщившее в ФАС о сговоре компаний, освобождается от ответственности за участие в нем. Признавшиеся вторым и третьим получают минимальный штраф.

Нетипичный сговор

В последнее время антимонопольная служба особое внимание уделяет картелям, которые могут привести или приводят к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, говорит Андрей Астанин, руководитель антимонопольной практики "Самета Налоговый и правовой консалтинг". По его словам, наиболее часто картели выявляются в области поставок медоборудования, продукции для нужд силовых ведомств и строительной сфере. "Этот картель интересен тем, что участники антиконкурентного соглашения были связаны между собой письменными обязательствами, отраженными в дилерской политике одного из участников, – отмечает Астанин. – Соответствующие письменные доказательства наличия картеля очень редко встречаются в антимонопольных расследованиях. Как правило, ФАС доказывает такие нарушения, используя совокупность косвенных доказательств, к которым относятся общая стратегия поведения на торгах, единые IP-адреса, идентичные заявки и другое".

Согласно статистике ФАС, большинство картельных дел – это сговоры на торгах, говорит Екатерина Смирнова, партнер, руководитель практики "Размещение заказа. Административное и судебное обжалование" юргруппы "Яковлев и партнеры". "Чаше всего такие сговоры достигаются участниками закупок (они договариваются либо о минимальном снижении цены, либо о распределении контрактов между собой, либо о разделении рынка по географическому признаку), – добавляет эксперт. – Также в последнее время ФАС все чаще возбуждает дела по вертикальным сговорам (то есть тем, в которые вовлечены не только участники торгов, но и заказчики). Участие заказчиков в сговорах проявляется в "подгонке" документации под конкретного победителя, чтобы максимально ограничить число участников закупки. Также нередко на практике встречаются случаи создания преференций отдельным участникам: когда при идентичных нарушениях заказчики допускают к участию одних участников и при этом отказывают в допуске другим".

Картели выявляют все чаще

Картели действительно очень распространенная практика в российских реалиях, признает Сергей Ермоленко, руководитель антимонопольной практики "ФБК Право". Он также напоминает, что по итогам прошлого года ФАС совместно с Минэкономразвития приводили неутешительную статистику, согласно которой больше 90% аукционов в той или иной степени имели картельные проявления. Чаще всего сговор компаний выявляется на электронных торгах при государственных закупках, отмечает эксперт. Все этапы участия в таких торгах – регистрация на площадке, аккредитация, подача заявок, непосредственно участие в торговых сессиях – происходят в электронном виде и фиксируются площадками. Поэтому при должном внимании и кропотливости можно выявить признаки картеля.

"Что касается количества участников этого конкретного сговора, то это, скажем так, рекордсмены, – подчеркивает Ермоленко. – Событие заметное, поэтому оно попало в информационную среду, в СМИ. В последнее время участились сообщения о крупных картелях, в которых участвуют десятки компаний (см. "ФАС признала подконтрольные Евгению Пригожину компании картелем"). Это может быть не только следствием того, что стали чаще сговариваться, но и того, что стали чаще выявлять".

Сейчас антимонопольная служба уделяет пристальное внимание картелям и другим антиконкурентным соглашениям и на торгах, и на товарных рынках, отмечает Екатерина Леоненкова, руководитель антимонопольной и налоговой практик юргруппы "Яковлев и партнеры". "Как показывает практика, антиконкурентные соглашения на торгах заключаются с целью поддержания определенной цены (как правило, завышенной), а поскольку заказчиком выступает госорган или закупка осуществляется в рамках государственного оборонзаказа, то такие противоправные действия приводят фактически к хищению бюджетных средств и несут угрозу безопасности государства", – поясняет эксперт. По ее словам, картели на товарных рынках также могут быть направлены на поддержание определенного уровня цен, на раздел рынка, что несет негативные последствия для конкуренции. При этом нередко картельное соглашение, результатом которого является поддержание цен на торгах, заключается потенциальными участниками еще на стадии определения заказчиком максимальной стоимости контракта, подчеркивает Леоненкова.