На рассмотрение Госдумы поступил президентский законопроект о ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16 мая 2005 года. Россия подписала этот документ в январе 2009 года.
Конвенция предполагает вариативность действий государства при исполнении им своих обязательств. В этой связи в законопроекте о ратификации, который внес в нижнюю палату Владимир Путин, содержится ряд заявлений, учитывающих требования российского законодательства. Например, есть заявление о том, что Россия будет применять п. 1 ст. 3 "Конфискационные меры" Конвенции лишь в отношении преступлений, предусмотренных п. "а" ч. 1 ст. 104.1 УК. Это обусловлено положениями кодекса, согласно которым под конфискацией имущества понимается принудительное безвозмездное изъятие и обращение в госсобственность на основании обвинительного приговора имущества (в том числе денег и ценностей), полученного в результате таких преступлений.
В законопроекте также имеются заявления, которые касаются конфискационных мер, полномочий и приемов при расследовании, запросов информации по банковским счетам, проведения самой конфискации, вручения судебных документов, ограничения использования сведений и доказательств, сотрудничества между подразделениями финразведки. В последнем, 11-м заявлении, подчеркивается, что "в Российской Федерации органом, осуществляющим в соответствии с Конвенцией функции подразделения финансовой разведки, является Федеральная служба по финансовому мониторингу".
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что для его принятия понадобится внесение поправок в КоАП в части, которая касается установления в отношении юрлиц административной ответственности за легализацию денег, полученных незаконным путем. Необходимость этих изменений объясняется ст. 10 Конвенции, которая предусматривает, что каждая сторона принимает законодательные меры, обеспечивающие возможность привлечения юрлиц к ответственности за предусмотренные Конвенцией преступления по отмыванию денег. Ратификация Конвенции повысит эффективность взаимодействия с зарубежными государствами в борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма, станет еще одним подтверждением стремления РФ вести борьбу с этими преступлениями, подчеркивается в пояснительной записке к проекту.
В апреле зампред Центробанка Дмитрий Скобелкин рассказал о новых способах отмывания, обналичивания и вывода средств через сферы туристических, консалтинговых, нотариальных и других услуг (см. "Сфера услуг попала в схемы отмывания денег"). А в начале июня Скобелкин отчитался, что объем вывода денег за границу за счет сомнительных операций через российские банки в первом квартале этого года снизился вдвое и составил 15,2 млрд руб. (см. "ЦБ: вывод средств за рубеж по сомнительным операциям сократился вдвое").