Накануне президент Владимир Путин подписал поправки в Налоговый кодекс, которые объясняют, когда компания не сможет уменьшить налог или получить вычет по НДС. Они должны вступить в силу через месяц со дня опубликования.
Новая ст. 54.1 НК фактически запрещает схемы ухода от налогов: там говорится, что налогоплательщик не вправе уменьшать платежи или налоговую базу за счет искажения информации о хозяйственной жизни, объектах налогообложения и налоговой отчетности. Помимо этого налоговики получают право отказывать в возмещении НДС или в уменьшении налоговой базы, если обосновывающий документ (договор, акт, счет-фактуру и прочее) подписало неуполномоченное или неустановленное лицо.
Зато теперь сотрудники ФНС не могут решать, как должен вести себя налогоплательщик: то, что он мог бы достичь того же результата хозяйственной деятельности "при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций)" само по себе не является основанием для отказа в снижении платежей или налоговой базы.
Обоснованным такое снижение могут признать при одновременном соблюдении двух условий:
основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
Описанные выше правила действуют также в отношении сборов (в том числе, страховых) и распространяются на их плательщиков и налоговых агентов.
Доказать, что налогоплательщик недобросовестно соблюдал положения новой статьи сотрудники ФНС смогут при проведении "проверочных мероприятий налогового контроля" (п. 5 ст. 82 НК), в число которых входят камеральные проверки налоговых деклараций (расчетов), выездные проверки и проверки полноты исчисления и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами. Причем, обратной силы закон не имеет - применять его можно к решениям налоговиков, принятым после вступления документа в силу.
Изменения в НК, которые фактически должны перенести в него положения постановления Пленума ВАС № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", внесли в ГД еще в 2014 году. Но тогда законопроект "развернуло" правительство, посчитав, что он слишком расширяет права налоговых органов и несет коррупционные риски. Весной 2015-го член думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров и сенатор Ефим Малкин представили депутатам его отредактированную версию. По мнению Макарова, положения закона создадут "абсолютно новые отношения" между ФНС и налогоплательщиками, а также сориентируют их в нужном направлении (см. Поправки в Налоговый кодекс о необоснованной выгоде прошли третье чтение).
Юристы же в оценке новеллы не столь оптимистичны. Их не устраивает новая терминология, и некоторые новые понятия не совсем ясны (например, "искажение фактов хозяйственной жизни" и "права при исчислении налоговой базы"). Кроме того, по их мнению, поправки грозят властным произволом со стороны налоговиков: они получают право игнорировать формальную сторону сделки и пересматривать ее суть, вторгаясь в хоздеятельность компаний. Еще один существенный минус - из закона "выпало" отраженное в постановлении Пленума ВАС понятие о презумпции добросовестности налогоплательщика (см. "Профанация, а не кодификация": юристы оценили поправки в НК о необоснованной выгоде").
С текстом закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российский Федерации" можно ознакомиться здесь.