Минфин опубликовал для обсуждения разработанный совместно с МЭР проект закона "О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", призванный унифицировать подход к неналоговым платежам и сократить их число. Высказать свое мнение по проекту можно до 8 августа.
Только за прошлый год неналоговая нагрузка на экономику достигла 0,74% ВВП (налоговые поступления составляют 29,95%). При этом количество обязательных неналоговых платежей неуклонно растет, только за последние 10 лет их появилось больше 50. Сюда входят взносы на капремонт, экологические сборы, плата за проезд по трассам большегрузов ("Платон") и так далее. "При этом процесс установления и изменения таких платежей зачастую носит несистемный и непредсказуемый характер, что негативно влияет на деловой климат и снижает стимулы для юридических лиц и ИП к добросовестному выполнению обязательств перед государством", – отмечают в Минфине. Поэтому власти и задумались над введением закона, который сможет сократить их число и сформулировать единый подход к таким платежам. Соответствующее поручение правительству дал и премьер Дмитрий Медведев по итогам инвестфорума в Сочи в марте этого года (см. "Регулирование неналоговых платежей может стать отдельным законом").
В представленном проекте сказано, что его цель – "определение единых правил установления, исчисления и взимания отдельных обязательных платежей", которые платят юрлица, ИП и иностранные граждане. Он коснется лишь ряда платежей: платы за негативное воздействие на окружающую среду и проведение госэкспертиз, утилизационного сбора, оплаты за проезд грузовиков по дорогам общего пользования ("Платон"). При этом оговаривается, что налоги, страховые и таможенные сборы, штрафы, предусмотренные КоАП, ГК и УК, оплата отдельных видом страхования под действие нового закона не подпадут.
Самые важные новеллы в том, что обязательные платежи с момента вступления закона в силу можно будет устанавливать не иначе, как федеральными законами, правительственными постановлениями или нормативными актами регионов и муниципалитетов. При этом обязательными они станут, только если до 1 января 2019 года попадут в обязательные перечни и реестры, предусмотренные законодательством РФ или нормативными актами регионов. Уже действующие платежи будут включаться в перечни отдельными постановлениями или решениями властей, при условии что они соответствуют требованиям законопроекта по предельным размерам и прозрачному механизму расчета. Сами списки платежей обязательно публиковать в интернете (см. "Минфин и МЭР составили предварительный реестр неналоговых платежей"). Если платежа в таких списках нет, но он подпадает под критерии обязательного, взимать его все равно запретят, на чем отдельно настаивали бизнес-объединения.
В нормативных актах, которыми будут вводиться новые платежи, должны быть "положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и условиях их уплаты", обязательно указание предельных размеров выплат и порядка расчетов. При этом норма о введении нового неналогового платежа сможет вступить в силу лишь на следующий год после того, как была принята (например, если бы под действие законопроекта подпал "свежий" закон о курортном сборе в ряде российских регионов, заработать он смог бы лишь с января 2018 года). Кроме того, еще до того, как стать нормой, все предложения о введении новых сборов должны будут пройти оценку регулирующего воздействия (ОРВ).
"Мы рады, что проект документа появился, – сказал "Ведомостям" глава “Опоры России” Александр Калинин. – Бизнес ждет его больше трех лет. Главное, чтобы норматив общей фискальной нагрузки после отмены моратория после 2018 года не увеличился". Его коллега Олеся Сапа, возглавляющая центр экспертизы и аналитики проблем предпринимательства, считает, что в законопроекте, как и в НК удалось уйти "от конкретного списка к общему регулированию и определению платежей". Кроме того, важной она считает договоренность о том, что за время переходного периода все существующие платежи должны быть приведены в соответствие с законом.