Экономколлегия Верховного суда разобралась, имеет ли право оператор услуг связи отказаться обслуживать потенциального абонента, если тот не захотел предъявлять паспорт при заключении договора. Основанием стали претензии к "Ростелекому", на действия сотрудников которого пожаловался гражданин, который так и не смог стать клиентом компании из-за отсутствующих документов.
В сентябре 2015 года Виктор Братов* пришел в офис "Ростелекома" в городе Воткинске, чтобы заключить договор об оказании услуг связи. Сотрудник офиса попросил у него паспорт, но тот предъявить документ отказался. В ответ у Братова отказались принять заявление. После этого он пожаловался в местное управление Роспотребнадзора. После проверки административный орган оштрафовал компанию на 20 000 руб по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ (оказание услуг, не соответствующих должному порядку их оказания).
Суды – АС Удмуртской республики и 17-й ААС – в действиях Роспотребнадзора нарушений не увидели. "Ростелеком" пожаловался в Верховный суд, которому и пришлось разобраться, нужен ли паспорт для того, чтобы получить услуги связи (дело № А71-5086/2016).
Представители компании указали: идентификация клиента обязательна, в том числе в силу требований ГК, ст. 5 закона о противодействии отмыванию доходов и финансирования терроризма. Также компания указала, что в ст. 14.4.2 КоАП РФ речь идет об оказании населению услуг, и ее нельзя применить к ситуации, поскольку услуги связи Братову так и не оказывали – на обслуживание его не приняли, потому что он сам от него отказался. К тому же представитель отметила, что Братов постоянно судится с компаниями по схожим основаниям.
Дело о претензиях к компании рассмотрела Коллегия ВС по экономспорам под председательством судьи Дениса Тютина. Она отменила решения нижестоящих судов, признав обоснованными требования оператора связи, потребовавшего у потенциального абонента паспорт.
* имена и фамилии участников процесса изменены редакцией