Судья Конституционного суда (КС) Гадис Гаджиев предлагает изменить законы о выборах так, чтобы кандидаты сообщали обо всех случаях своего уголовного преследования, а не только о непогашенных судимостях, сообщает "Коммерсант".
В 2016 году глава Российского конгресса народов Кавказа (РКНК) Алий Тоторкулов не смог стать кандидатом в депутаты, потому что в 2001 году его осудили за хранение гексогена (вид взрывчатки – прим. ред.), а он не сообщил об этом в избирком. Тогда его приговорили к двум годам условно, но в 2002 году Верховный суд вернул дело в первую инстанцию, которая решила, что Тоторкулов "раскаялся, проявил себя с положительной стороны и, следовательно, перестал быть общественно опасным лицом". В итоге дело было прекращено. Однако избирательная комиссия не допустила его до выборов, потому что решила, что он в любом случае должен был сообщить о своей судимости, когда баллотировался.
Тоторкулов пожаловался на это в КС, но там лишь подтвердили, что нельзя скрывать информацию о судимости, ведь "факт совершения кандидатом преступления влияет на оценку избирателями его личности". При этом в Конституционном суде разъяснили, что термин "судимость" – означает непогашенное преследование во время выдвижения кандидата на выборы. То есть избирком все-таки незаконно отказал Тоторкулову, но его дело пересмотрено так и не было.
В своем особом мнении судья Конституционного суда Гаджиев предлагает, чтобы при выдвижении кандидат указывал все факты своей биографии, связанные с уголовным преследованием. Понятия "судимости кандидата" оказалось недостаточно для того, чтобы наиболее полно информировать избирателей о его личности, считает судья. Он отметил случаи, когда уголовное преследование завершилось, как и у Тоторкулова, прекращением дела по нереабилитирующим основаниям, что нельзя характеризовать ни как его судимость, ни как осуждение.
По мнению судьи, нужно изменить законы таким образом, чтобы прямо в бюллетенях или через систему ГАС "Выборы" указывать все случаи уголовного преследования кандидата.
Эксперт Института права и публичной политики Григорий Вайпан отмечает, что "если раньше КС вывел в избирательном праве “автономное” понятие судимости, означающее “осуждение”, то судья Гаджиев теперь предлагает ввести уже понятие “осуждение” лица в смысле избирательного права, не совпадающее с уголовно-процессуальным".
"Что тогда мешает назвать осуждением вообще любой судебный акт, так или иначе компрометирующий кандидата, например, постановления по делам об административных правонарушениях, решения по искам о защите чести и достоинства и т. п.", – интересуется Вайпан.