Залогодержатель имущества по чужим обязательствам не может инициировать банкротство должника. Это прямо запретил Пленум Высшего арбитражного суда в одном из своих постановлений. Но из этого правила есть исключение, подтвердила сегодня экономколлегия Верховного суда. Она прислушалась к доводам банка, который жаловался на нарушения своих прав в ходе ликвидации должника. Теперь ликвидационная комиссия обязана будет заявить о его банкротстве.
Сегодня, 21 августа, Верховный суд признал право залогодержателя принудить ликвидационную комиссию обратиться с заявлением о признании должника банкротом, если его имущества явно недостаточно для расчета со всеми кредиторами. Такое решение экономколлегия вынесла по жалобе Промсвязьбанка в деле АО «Алента», которое заложило банку девять нежилых зданий и права аренды пяти земельных участков в обеспечение обязательств других лиц. Ликвидационная комиссия «Аленты» попыталась рассчитаться по всем долгам и организовала торги по продаже залогов, но банк счел, что она не справилась. Торги были признаны несостоятельными, а имущества оказалось явно мало, чтобы заплатить всем кредиторам. Промсвязьбанк счел, что нужно запустить банкротство, но комиссия не торопилась этого делать, поэтому залогодержатель решил заставить ее через суд (дело № А14-10324/2016).
АС Воронежской области с этим согласился, но 19 Арбитражный апелляционный суд и АС Центрального округа отказали банку в праве предъявлять подобный иск. Дело в том, что у залогодержателя имущества по чужим обязательствам в принципе нет права инициировать банкротство залогодателя, объяснили апелляция с кассацией. Здесь они сослались на п. 20 постановления Пленума ВАС от 23 июля 2009 года № 58 «О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя». Суд округа добавил, что процедура ликвидации еще не окончена, что дает банку возможность реализовать свои права.
Банк оспорил эти акты в Верховном суде и подчеркнул, что является полноправным участником добровольной ликвидации. Хотя у него нет права инициировать процедуру несостоятельности, он может защищать свои интересы. Здесь есть такая необходимость, настаивал заявитель: торги признаны недействительными, а комиссия продолжает пользоваться имуществом "вечно ликвидирующегося" должника и получать прибыль. Это нарушает права залогодержателя, указывал Промсвязьбанк. Экономколлегия прислушалась к этим доводам. Она вынесла решение отменить акты апелляции и кассации и оставить в силе решение первой инстанции. Таким образом, ликвидационную комиссию обязали заявить о банкротстве «Аленты».