Суд отказался дать "Транснефти" время для изучения условий мирового соглашения, которое было предложено Сбербанком в ходе рассмотрения апелляционной жалобы на решение АСГМ по спору между компаниями на 67 млрд руб. О том, что Сбербанк решил пойти на мировую с "Транснефтью", стало известно накануне. Суд отказал "Транснефти", ходатайствующей об отложении дела, после того, как против этого возразили сами представители Сбербанка.
В ходе судебного заседания, проходящего в 9-й ААС, представители "Транснефти" подтвердили, что в прошлую пятницу получили проект мирового соглашения и приветствуют инициативу Сбербанка. Они попросили у суда время для выработки позиции и дальнейшего мирного урегулирования спора. По словам представителя компании, накануне состоялся разговор президента "Транснефти" Николая Токарева с зампредседателя Правительства Аркадием Дворковичем. Стороны обменялись позициями, и вице-премьер поручил компании проработать вопрос о мировом соглашении. "Транснефть" попросила отложить рассмотрение спора не менее чем на месяц.
Однако представители Сбербанка возражали против удовлетворения ходатайства. Как заявил один из представителей в судебном заседании, первый проект мирового соглашения, практически ничем не отличающийся от нынешнего, был направлен "Транснефти" 4 июля, однако никакой реакции от компании не последовало. У "Транснефти" было достаточно времени, чтобы высказать контрдоводы, и сейчас ходатайство об отложении – не более чем намерение затянуть процесс, указал представитель Сбербанка и попросил рассмотреть дело по существу (подробно об аргументах сторон – в материале "Иск "Транснефти" о деривативах определит судьбу финансового рынка").
Суд отказал "Транснефти" в удовлетворении ходатайства.
Сделка о покупке барьерных валютных опционов, ставшая предметом спора, была заключена между "Транснефтью" и Сбербанком до кризиса 2014 года. Резкий скачок доллара привел к тому, что реализация опционов привела к многомиллиардным убыткам"Транснефти" и прибыли Сбербанка. Спустя два года "Транснефть" решила оспорить сделку. В суде компания настаивала, что не могла до конца понимать суть такого сложного фининструмента, как опционы, а "Сбербанк", который воспринимался фирмой как консультант, а не контрагент, не разъяснил возможные риски. Сбербанк, напротив, настаивал, что компания – профессиональный участник финансового рынка, обо всех рисках было известно заранее, а резкий скачок доллара было невозможно предвидеть. АСГМ вынес решение в пользу "Транснефти". Сбербанк подал апелляционную жалобу, которая и рассматривается сейчас в 9-м ААС (дело № А40-3903/2017).
Накануне стало известно, что Сбербанк предложил "Транснефти" заключить мировое соглашение (см. "Сбербанк хочет пойти на мировую с "Транснефтью"). "Урегулирование спора путем заключения мирового соглашения отвечает интересам Сбербанка и "Транснефти" и будет содействовать развитию партнерских деловых отношений", – говорится в сопроводительном письме к проекту мирового соглашения, которое цитировал "Интерфакс". О деталях предложенных Сбербанком договоренностей стороны не сообщили.