Конституционный суд в открытом заседании рассмотрел жалобу группы оппозиционных депутатов Госдумы на действующий порядок организации встреч с избирателями. Они считают, что необходимость получения от властных органов согласия на проведение встречи противоречит нормам основного закона.
В соответствии с действующим законодательством, депутат не должен получать разрешение на встречу с избирателями, если она проводится в помещениях, специально отведенных местах или на внутридворовых территориях при условии, что "проведение не повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры". А вот о встречах в форме публичного мероприятия необходимо будет уведомить власти в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения, потому что теперь они будут проводиться в соответствии с законом о собраниях и митингах. Эти поправки вступили в силу 18 июня 2017 года.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Группа из 104 "оппозиционных" депутатов считает, что нормы закона, которые требуют от депутатов получения согласия органов исполнительной власти или органов местного самоуправления на проведение встреч с избирателями, препятствуют исполнению ими своих полномочий. Кроме того, по мнению заявителей, нарушается и конституционное право граждан на "беспрепятственные индивидуальные и коллективные обращения к депутатам и создает препятствия для реализации гражданами права проводить собрания, митинги и демонстрации".
На заседание в КС от лица всех подписавших запрос явились коммунист Юрий Синельщиков и справедливоросс Олег Шеин. Они посетовали на то, что закон нарушает принцип разделения властей и мешает депутатам всех уровней реализовывать свои права и обязанности. "Законодательная власть поставлена в зависимость от власти исполнительной", – выразил мнение Синельщиков.
Судья-докладчик Николай Бондарь попросил заявителей привести пример правоприменительной практики, которая поддерживает их позицию. Шеин рассказал о том, что в Санкт-Петербурге, в соответствии с местными законами, для проведения митинга частному лицу нужно подавать заявку, если на встрече будет более чем 200 человек, а депутату – если собравшихся будет более 100. "То есть для депутата предусмотрены более жесткие нормы, чем для частных лиц", – пояснил он. С ним поспорил полпред президента Михаил Кротов – он отметил, что ограничения, которые были законом выдвинуты в отношении депутатов, более лояльны, чем требования, предъявляемые рядовым организаторам митингов.
Собравшиеся полномочные представители органов, разработавших и подписавших законопроект – Госдумы, Совфеда, Президента, а также Генпрокуратуры и Минюста – все заявили о том, что оспариваемый депутатами закон не противоречит конституции, а также указали на то, что порядок проведения встреч является уведомительным, а не разрешительным. Коллега заявителей по нижней палате парламента Татьяна Касаева заявила, что публичное мероприятие "по своей природе" может затрагивать интересы других лиц, а потому и должно быть согласовано.
Оспариваемый закон ни в коем случае не умаляет прав депутатов всех уровней на встречи с избирателями, а напротив, обязывает органы власти способствовать проведению таких встреч отведением специальных мест.
Андрей Клишас, полпред Совфеда в КС, напомнил, что нормы закона устанавливают административную для должностных лиц, которые препятствуют встречам депутатов с избирателями – то есть, фактически обязывает властные структуры способствовать проведению таких встреч.
В Минюсте, чьим представителем в суде была Мария Мельникова, считают: закон был принят для соблюдения взаимных прав и обязанностей избирателей и депутатов посредством обеспечения гарантий общественного порядка. В случае, если правоохранительные органы не будут информированы о месте и времени проведения встречи, безопасность мероприятия окажется под угрозой. Но под встречами депутата с избирателями понимается именно некое запланированное мероприятие – а значит, что "стихийные" встречи с избирателями, например, на улице, не будут регулироваться положениями оспариваемого закона.
В заключительном слове Синельщиков, говоря об ограничениях для оппозиционных партий, отметил, что "сильно то государство, у которого есть сильная оппозиция". После этого Валерий Зорькин объявил заседание закрытым. Решение по этому делу будет принято в закрытом совещании, обычно это происходит в течение месяца после основного заседания.