Масштабные блокировки граждан и компаний из-за подозрений в нарушении антиотмывочного закона привели к появлению новой категории потенциальных мошенников на юррынке, пишет "Коммерсантъ".
С июня этого года в России существует так называемый "список отказников", куда попадают компании и физлица, которым было отказано в проведении операций или в открытии счета по каким-либо основаниям. Информация о таких клиентах передается банком в Росфинмониторинг, тот сообщает в Банк России, а регулятор рассылает сведения всем кредитным организациям. В результате, обратившись в другой банк, клиент вновь получает отказ – вне зависимости от того, было ли нарушение реальным (см. "Титов сообщил ЦБ о массовых отказах банков обслуживать бизнес из "черного списка").
Механизма исключения из списка не существует, судебная практика пока только формируется (см. "Верховный суд разберется в блокировках банками подозрительных операций граждан"). На конец октября в списке значились 460 000 банковских клиентов. По данным "Деловой России", заблокировано почти 500 000 коммерческих счетов. При этом компании воздерживаются от обращений в госорганы, опасаясь привлекать излишнее внимание к своим операциям.
На этом фоне растет число посредников, которые утверждают, что способны разблокировать счета, вернуть зависшие на них средства или даже реабилитировать "отказника". Такие фирмы, как правило, обладают признаками однодневок, а при общении их представители не уточняют, что именно намерены предпринимать. В ЦБ на их активность пока никто не жаловался.
Регулятор утверждает, что работает над тем, "чтобы добросовестные клиенты не испытывали дополнительных трудностей при реализации механизма информационного обмена между Банком России, Росфинмониторингом и кредитными организациями". Между тем в Росфинмониторинге заявили, что совместно с Банком России все-таки готовят механизм реабилитации для тех, кто оказался в списках по ошибке, сообщают "Известия".