Замминистра юстиции Михаил Гальперин сообщил о невозможности коллапса в системе третейских судов России после завершения переходного этапа реформирования этой системы.
Напомним, 1 ноября завершился переходный этап реформирования системы третейских судов. Если раньше третейские суды могли быть созданы на базе любой формы юридического лица, то теперь они могут создаваться лишь при некоммерческой организации (НКО). Кроме того, эти НКО должны получить соответствующее разрешение Правительства, а заявку должен одобрить Совет по совершенствованию третейского разбирательства. До проведения арбитражной реформы в России насчитывалось порядка 2000 третейских судов, а теперь их осталось только четыре.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Гальперин заявил, что никакого "коллапса" из-за резкого сокращения количества третейских судов не случилось. По данным Совета, заинтересованность в продолжении деятельности продемонстрировали не все организации. Так, из всего числа действовавших ранее третейских судов только около 80 из них подали соответствующие заявки. Отмечается также, что многие допускают "странные ошибки" при их подаче – не совпадают имена, отчества, есть ошибки в фамилиях. "Люди не предоставляют документы, подтверждающие наличие ученой степени, стаж. Большое количество отказов связано с низким качеством подготовки документов", – рассказали в Совете. При этом те, кому приходит отказ, пытаются обжаловать решения Совета в суде, но ни в одном случае заявителям не удалось добиться успеха.
Гальперин отметил, что из всех существовавших третейских судов "живых" оказалось около сорока. "Многие из судов были созданы ради одного или двух дел", – отметил он. Кроме того, не наблюдается и увеличения количества рассматриваемых дел уже одобренными судами.
Меньше 1% дел рассматривается третейскими судами, и если все эти дела уйдут в государственные суды – никакой проблемы с этим не будет. Это капля в море.
Замминистра юстиции также рассказал, что в ближайшее время Совет будет работать в ежемесячном режиме, то есть следующее его заседание состоится в декабре. В дальнейшем, когда "завалы" по заявкам будут рассмотрены, Совет перейдет к аналитической и консультативной работе. "Мы выступаем за эволюционный путь развития и надеемся, что третейское разбирательство будет жить своей жизнью и государство не будет в него вмешиваться", – подытожил он.