Коллегия по экономическим спорам Верховного суда разрешила спор тюменского Департамента имущественных отношений и некоммерческого партнерства, которое добивалось заключения нового договора аренды без торгов (дело № А70-9966/2016).
Департамент имущественных отношений Тюменской области и ветеранское некоммерческое партнерство "Фортпост" в 2007 году заключили договор аренды земельного участка для строительства многопрофильного спортивно-оздоровительного комплекса. Стороны установили срок действия договора в три года, но потом продлили его до 26 июня 2016 года. Один из пунктов документа предусматривал для "Фортпоста" право заключить новое соглашение или продлить старое при условии своевременного уведомления – не более чем за три месяца до окончания действующего договора.
В марте 2016 года партнерство обратилось в Департамент с заявлением о заключении нового соглашения, но получило отказ в связи с "отсутствием основания для предоставления участка без проведения торгов". Кроме того, в этом же отказе содержалось уведомление о прекращении арендных отношений – "Фортпост" должен был освободить занимаемый участок и вернуть его в первоначальное состояние.
Организация обратилась в суд. Три инстанции согласились с тем, что отказ в заключении нового соглашения является незаконным, так как первоначально участок предоставлялся без проведения торгов, а "Фортпост" предпринимал все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательств по договору и освоению земли. Так, в мае 2013 года тюменская администрация выдала организации разрешение на строительство сроком на два года. Правда, затем администрация отказала в продлении разрешения, но "ветеранам" помог АС Тюменской области, который обязал продлить срок действия документа (дело № А70-3007/2016).
Кроме того, суды указали, что Департамент не предоставил сведения об иных лицах, которые претендуют на эту землю. Суды обязали Департамент заключить новый договор аренды с истцом.
Тогда арендодатель обратился в Верховный суд. В своей жалобе Департамент указал, что договор аренды государственной или муниципальной земли заключается на торгах – обратное запрещает ФЗ "О противодействии коррупции". Заявитель также сослался на то, что "Фортпост" намеренно затягивает строительство на спорном участке –общий срок аренды на сегодняшний день составляет более девяти лет, а разрешение на строительство организация получила лишь спустя пять лет после аренды земли.
Помимо этого Департамент указывает, что организация пыталась изменить вид использования участка – для строительства многоквартирных домов. Впрочем, как администрация, так и суды трех инстанций этого делать не стали (дело № А70-9951/2011). При таких обстоятельствах, считает заявитель, затянувшееся строительство произошло исключительно по воле "Фортпоста", в то время как Земельный кодекс возлагает на арендатора обязанность своевременно приступать к использованию земель.
С этим согласилась экономколлегия ВС, который отменил решения судов нижестоящих инстанций, а также отказал "Фортпосту" в требованиях к Департаменту о заключении нового договора аренды.