ПРАВО.ru
Новости
25 января 2018, 15:24

Уголовные риски чиновников: от борьбы с коррупцией до чистки рядов

Уголовные риски чиновников: от борьбы с коррупцией до чистки рядов

Преследование за экономические преступления, в частности, дела, связанные с коррупцией, нередко носят карательный характер в отношении неугодных чиновников, считают эксперты. «Право.ru» совместно с АБ «Забейда и партнеры» провели круглый стол на тему «Уголовные риски чиновников».

Проблемы необоснованного коррупционного преследования обсудили зампредседателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы Анатолий Выборный, управляющий партнер АБ «Забейда и партнеры» Александр Забейда, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко, первый заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии Москвы Ева Меркачева, специалист в области государственного управления экономикой, финансов, риск-менеджмента и социального обеспечения Никита Кричевский и профессор кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Павел Яни.

Борьба с коррупцией – одна из приоритетных задач действующей власти. На круглом столе выступил Анатолий Выборный, который отметил, что с 2008 года Госдума активно работала над антикоррупционными проектами и к настоящему моменту законодательство насыщенно необходимыми нормами. «Весь акцент смещается в сторону правоприменения. Мы видим явные перегибы, исходя из тех обращений, которые поступают в наш адрес с точки зрения правоприменительной практики. Не так давно мы проводили анализ статистики Верховного суда. И мы были в ужасе – в 80% уголовных дел за взяточничество предметом взятки была сумма от 10 000 до 20 000 руб.», – подчеркнул он. То есть в поле зрения правоохранителей чаще попадают мелкие дела. Кроме этого, нередко борьба с коррупцией наносит больше вреда, чем пользы, и похожа на чистку, а не на правосудие.

В качестве такого примера участники круглого стола привели историю экс-министра Александра Макарова. Как рассказал адвокат Александр Забейда, бывший нижегородский министр Александр Макаров был приговорен к 4,5 годам лишения свободы за то, что, возглавляя Мингосимущество, подписал распоряжение о предоставлении в собственность коммерческой структуре здания и находящегося под ним земельного участка. Следователи посчитали, что процедура рассмотрения заявки была нарушена сотрудниками ведомства, а министр, подписав ее, вышел за пределы своих полномочий. В официальном заключении экспертизы, подготовленной профессорами Высшей школы экономики Геннадием Исаковым и Ириной Шиткиной, специалисты права приходят к выводу, что никаких нарушений экс-министром допущено не было, а приговор суда подлежит отмене с прекращением уголовного дела ввиду отсутствия в деянии состава преступления. В настоящее время Верховный суд рассматривает кассационную жалобу, в которой адвокаты Макарова просят отменить приговоры нижестоящих инстанций.

«Далеко не все уголовные дела возбуждаются в отношении матерых коррупционеров. Многие из уголовных дел используются непосредственно в качестве инструмента для некой политической борьбы, о целях и задачах которой мы можем только догадываться, потому что мы видим только последствия этой борьбы в виде постановлений о возбуждении дел, приговоров и так далее», – отметил Забейда.

С тезисами согласился Евгений Минченко. Он добавил, что нередко в интересах правоохранителей так называемый «ориентир на звездочки»: чем выше статус чиновника, отправленного за решетку, тем лучше карьерные перспективы у обвинителей. Отдельной проблемой Минченко называет низкое число оправдательных приговоров: «Считается, что, если чиновника обвинили, то он уже виноват. В хорошем сценарии – домашний арест на время дела. Но если чиновник попал в СИЗО, то это почти автоматически означает обвинительный приговор. Ситуации, когда чиновником удавалось выйти после СИЗО, можно пересчитать по пальцам», – констатировал он.

С проблемами находящихся в СИЗО чиновников знакома первый заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии Москвы Ева Меркачева. По ее мнению, судья, многократно продлевающий арест подозреваемых, маловероятно в последствии выдвинет оправдательное решение.

Эксперты круглого стола также сошлись во мнении, что образ чиновника вызывает негатив у населения, а обвинительный приговор всегда встречает симпатию. По данным ВЦИОМ, более половины россиян одобряют арест Вячеслава Гайзера (55%), Никиты Белых (60%), Александра Хорошавина (62%),бывшего полковника МВД Дмитрия Захарченко (66%) и бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева (67%).

Никита Кричевский согласился, что существует проблема двойных стандартов. «Отношение к коррупции среди населения неоднозначное: с одной стороны, все считают, что это плохо, с другой стороны – все хотят в мэрию, потому что там «хлебные» места», – резюмировал он.

В заключение встречи Павел Яни дал оценку правовым рискам чиновников, а также подробно разобрал виды заблуждений среди чиновников, например, что «вознаграждение» до 3000 руб. не является взяткой. Также он отметил, что правосудие возвращается к строгому отношению к любому виду подарков и взяток, что необходимо учитывать всем чиновникам.