В прошлом году в ходе митинга 26 марта Станислав Зимовец бросил камень и попал в спину полицейскому. За это его приговорили к реальному сроку, сейчас он в колонии, передает "Коммерсант".
Зимовец жалуется на то, что во время задержания ему не дали позвонить своему адвокату, а также на обвинение, построенное на его собственных показаниях, которые он дал под давлением: его ежедневно возили на следственные действия, кормили сухпайками, в итоге он страдал от боли в желудке, от недосыпания и холода. По словам Зимовца, ему назначили государственного адвоката, которая только и делала, что уговаривала его признать вину, поэтому на заседании суда он отказался от защиты. Он заявил о нарушении ст. 6 (право на справедливое судебное разбирательство), ст. 10 (свобода выражения мнения) и ст. 11 (свобода собраний и объединений) Конвенции о правах человека.
В уголовном деле Зимовца есть интересный документ – план правоохранителей по разгону митинга. "Это доказательство того, что власти готовились к разгону мирного митинга и задержанию людей: были собраны группы разгона и еще триста человек для оформления протоколов задержания, даже говорится о необходимости сделать шаблоны протоколов", – сказал адвокат Зимовца в ЕСПЧ Александр Попков из международной правозащитной группы "Агора".
Это первая жалоба в Страсбургский суд, связанная с митингами, прошедшими в России весной 2017 года. Правозащитники отмечают, что дело Зимовца против России будет схоже с делами фигурантов "болотного дела", которые жаловались в ЕСПЧ. Почти у всех таких жалоб одинаковые обстоятельства.
Те, кто жаловался в ЕСПЧ на "болотное дело", как правило, выигрывают дела. Недавно Страсбургский суд огласил несколько решений по таким жалобам. Например, Владимир Акименков отсудил в Европейском суде €10 000 за то, что его содержали в зале суда в стеклянной клетке. Еще трое осужденных из-за митинга на Болотной площади в сумме получили €35 000 примерно за такие же нарушения.
Зимовец был первым фигурантом уголовного дела о митинге 26 марта, но он не был единственным. Всего было пять подсудимых. Первый приговор суд вынес 18 мая: оппозиционер Юрий Кулий получил восемь месяцев колонии-поселения (см. "Вынесен первый приговор по делу о протестной акции в Москве 26 марта"). Наказания получили также участники акции из других городов. Например, студента из Волгограда Максима Бельдинова признали виновным по ч. 1 ст. 318 УК (применение насилия в отношении представителя власти) и приговорили к полутора годам условно.
Митинг 26 марта стал реакцией общественности на расследование Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) оппозиционера Алексея Навального, обвинившего премьер-министра Дмитрия Медведева в коррупции. В акции приняли участие 25 000–30 000 человек, по оценке ФБК, хотя в МВД говорили о 7000–8000 участников. Полиция задержала в тот день всего около 1000 человек.