Специалисты Высшего арбитражного суда РФ заканчивают разработку веб-сервиса, который позволит подавать иски через интернет. Тестовая эксплуатация сервиса должна начаться в августе, а массовая — в октябре текущего года. В дальнейшем электронное взаимодействие участников судебных процессов будет расширено: для этого будет создан Портал электронного правосудия.
По словам начальника Управления информатизации и связи Высшего Арбитражного Суда РФ Игоря Соловьева, первоначально сервис будет функционировать в несколько "урезанном" варианте. Поскольку в суде опасаются наплыва недостоверных заявлений из виртуального пространства, электронный иск на первых порах необходимо будет дублировать бумажным оригиналом. Если опасения окажутся преувеличенными, в дальнейшем подача исков сможет стать полностью электронной.
Схема работы сервиса в "сокращенном" варианте будет выглядеть следующим образом. Любой заявитель сможет составить иск в специальном разделе на сайте суда. Указанные в заявлении налоговые реквизиты будут сверять в режиме онлайн с ЕГРЮЛ (Единым государственным реестром юридических лиц), почтовые адреса — проверять по общероссийскому классификатору адресов ("Квадр") и так далее. Затем заявитель получит файл иска в формате PDF со штрих-кодом. Распечатав и заверив иск, его можно будет подать непосредственно в суд. Причем система штрих-кодирования при подаче бумажной копии существенно упростит процедуру, говорит Игорь Соловьев. Данные по иску будут извлекаться из системы мгновенно. Если сервис заработает без сбоев, в ВАС откажутся от бумажных "дубликатов". Оригиналы нужно будет взять только на судебное заседание, как того требует процедура. Кроме того, удачный опыт будет транслирован и в практику других арбитражных судов.
В дальнейшем Высший арбитражный суд планирует развитие и других сервисов, которые должны упростить взаимодействие участников судебного процесса. В частности, сейчас суд готовит аукцион по выбору подрядчика для нового проекта — интернет-сервиса подачи жалоб на действия представителей суда. Этот сервис будет реализован в виде личного кабинета заявителя, через который он сможет не только оставить жалобу на действия должностных лиц, но и следить за ходом ее рассмотрения и получить в итоге ответ. Также в планах значится запуск отдельного Портала электронного правосудия: с его помощью можно будет не только подавать иски и жалобы, работать с базами документов, но и, например, загружать документы, если по мнению заявителей или ответчиков они имеют существенное отношение к делу и должны быть доведены до сведения суда.