Минфин РФ подготовил от имени правительства Росии отрицательное заключение на проект федерального закона «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», внесенный в Госдуму РФ Курской областной Думой.
Как сообщается на официальном сайте Минфина, статьей 1 законопроекта предлагается пункт 8 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) дополнить новым абзацем, предусматривающим освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц сумм благотворительной помощи (содействия), а также сумм материальной помощи (в денежной или натуральной формах), оказываемой налогоплательщикам – пенсионерам и ветеранам общественными организациями, общественными движениями, общественными фондами, общественными учреждениями, зарегистрированными в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем в абзаце четвертом пункта 8 статьи 217 Кодекса предусматривается освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц сумм единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах) зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности в Российской Федерации.
Таким образом, Кодекс уже предусматривает освобождение от налогообложения доходов налогоплательщика в виде благотворительной помощи.
При этом законопроектом предусматривается расширить круг юридических лиц, от которых налогоплательщиками может быть получена благотворительная помощь, освобождаемая от налогообложения налогом на доходы физических лиц. Согласно пояснительной записке к законопроекту данное расширение перечня доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, направлено на поддержку социально незащищенных граждан. Однако пенсионеры и ветераны не во всех случаях являются такими гражданами.
Реализация данных положений законопроекта приведет к выпадению части доходов соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, между тем в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не содержится необходимых расчетов, обоснований и прогнозов социально-экономических и иных последствий.
Кроме того, статья 217 Кодекса уже предусматривает освобождение от налога на доходы физических лиц пенсий по государственному пенсионному обеспечению и трудовых пенсий, сумм единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных фондов, сумм полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, стоимости приобретаемых путевок, доходов, не превышающих 4000 рублей, в виде подарков от организаций или индивидуальных предпринимателей и в виде сумм материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, а также помощь (в денежной и натуральной формах) и подарки, которые получены ветеранами Великой Отечественной войны, в части, не превышающей 10 000 рублей за налоговый период и др.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект, говорится в проекте заключения, подготовленном в Минфине.