ПРАВО.ru
Новости
23 октября 2009, 16:31

Госдума вносит поправки в НК, КоАП, ГрК, ЖК об энергоэффективности

Госдума вносит поправки в НК, КоАП, ГрК, ЖК об энергоэффективности
В связи с принятием закона об энергоэффективности Госдума внесет поправки почти в десяток Кодексов и федеральных законов

Сегодня Государственная Дума приняла во втором чтении проект закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Как сообщает пресс-служба палаты, представляя законопроект, председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова отметила:

"По масштабам энергоэффективность — это без преувеличения „второе дно“ отечественной энергосистемы. Использовать этот резерв можно только за счет комплексной политики, правовые основы которой заложены в представленном вашему вниманию проекте федерального закона „Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“.

В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению в Комитет поступило 127 поправок от субъектов законодательной инициативы. Из них 72 поправки мы предлагаем поддержать. В числе законодательных решений, предложенных комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии к принятию, выделю несколько ключевых блоков.

Во-первых, комплекс первоочередных мер, обеспечивающих для потребителей право и возможность сэкономить ресурсы, сделав выбор в пользу энергоэффективных товаров и услуг. В их числе:

•введение обязательного информирования потребителей об энергоэффективности, включая сведения о классе энергоэффективности приобретаемых ими бытовых энергетических устройств в соответствующей маркировке на этикетке товара;

•оснащение многоквартирных домов, зданий, строений, сооружений, как существующих, так и вводимых в эксплуатацию после строительства, реконструкции и капитального ремонта приборами учета энергоресурсов (с установлением сроков их введения, исполнителей и ответственности);

•введение требований по энергоэффективности новых зданий, строений, сооружений с запретом на ввод их в эксплуатацию без соответствия установленным требованиям;

•введение классов энергоэффективности зданий с обязательным информированием о классе энергоэффективности, например, на фасаде многоквартирного дома;

•создание системы государственного информационного обеспечения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, распространение социальной рекламы, пропагандирующей правильное потребление энергоресурсов;

•возможность установления запретов или ограничений оборота на территории Российской Федерации товаров с высокой энергоемкостью при условии введения в оборот более энергоэффективных аналогов в количестве, удовлетворяющем потребительский спрос.

В частности, с 1 января 2011 года предлагается ввести запрет на производство, импортирование и продажу ламп накаливания мощностью 100 Вт и более, предусматривается возможность с 2013 года – ограничить оборот ламп накаливания мощностью 75 Вт и более, а с 2014 года — мощностью 25 Вт и более.

Отмечу, что для обеспечения безопасности людей и сохранения окружающей среды в соответствии с законопроектом Правительством Российской Федерации должны быть определены требования к осветительным устройствам, к электрическим лампам и утверждены правила утилизации использованных осветительных устройств и электрических ламп, а с 1 января 2011 года должна быть запущена соответствующая государственная программа, включающая, в том числе, систему приема использованных ламп у населения.

Второй блок объединяет набор инструментов, стимулирующих энергосбережение в госсекторе, в том числе:

•устанавливается обязанность бюджетных организаций снижать объемы потребления энергоресурсов не менее чем на 3% ежегодно в течение 5 лет от уровня 2009 года;

•за бюджетной организацией сохраняются средства, сэкономленные благодаря проведению мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности, а также возможность их перераспределения на фонд оплаты труда;

•предоставляется возможность введения обязательных требований по закупке наиболее энергоэффективных товаров для государственных и муниципальных нужд;

•запрет закупки для государственных и муниципальных нужд ламп накаливания любой мощности с 1 января 2011 года;

•устанавливается обязанность разработки программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности для государственных компаний, бюджетных учреждений и регулируемых организаций, а также регионов и муниципалитетов (во взаимосвязи с бюджетным процессом, региональные и муниципальные программы должны быть приняты до 1 августа 2010 года).

Третья опорная точка – это отношения между государством и бизнесом. Для переключения бизнеса на энергоэффективную политику, предлагаются экономические инструменты, в числе которых – предоставление налоговых льгот в виде возможности применения повышенных коэффициентов к норме амортизации, инвестиционного налогового кредита, а также возмещение процентов по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Кроме того, предоставляется возможность применения дифференцированных тарифов на энергоресурсы в зависимости от эффективности их использования.

Для всех предприятий вводится обязанность по учету энергетических ресурсов. Организации, совокупные годовые затраты которых на потребление энергоресурсов превышают 10 миллионов рублей, предлагается обязать до 31 декабря 2012 года и далее не реже 1 раза в 5 лет проходить энергетические обследования, по результатам которых составляется энергетический паспорт предприятия, фиксирующий продвижение по шкале энергоэффективности.

Отмечу, что в ходе подготовки и предварительных обсуждений законопроекта прорабатывались все возможные препятствия и побочные эффекты от его реализации.

В частности, чтобы не допустить появления лазеек для коррупционных схем, институт энергосервисных обследований построен на механизме саморегулируемых организаций с вовлечением малого и среднего бизнеса. С учетом того, что предстоит сформировать новый рынок услуг по проведению энергетических обследований, саморегулируемые организации используются как инструмент тиражирования инноваций, типовых наработок и мероприятий, выстраивается сеть распространения профессионального опыта. Государство, в свою очередь, обеспечивает контроль за деятельностью саморегулируемых организаций путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Для подзарядки интереса поставщиков энергоресурсов к энергосбережению и повышению энергоэффективности, в законопроекте заложены основы формирования нового высокотехнологичного и прибыльного сегмента российской экономики — энергетического сервиса, развитие которого позволит поставщикам переориентироваться на перспективный источник получения доходов.

Предусмотрена система снятия с потребителей первоначальной финансовой нагрузки (которая окупается за 2-3 месяца), в частности, в виде предоставления гражданам рассрочки и бюджетных субсидий на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов. С момента введения учета, потребитель будет оплачивать только реально израсходованные ресурсы, а не компенсировать потери сетевой компании, как это происходит сегодня. Под многоступенчатый контроль взята система тарифов, в частности, выстроена цепочка поэтапного перевода тарифов на энергоресурсы на долгосрочное (не менее трех лет) регулирование, за исключением холодного водоснабжения и утилизации твердых бытовых отходов, в отношении которых предусмотрена такая возможность.

Реализация законопроекта позволит обеспечить заказом и гарантированным спросом отечественную науку, промышленность и систему образования. В свою очередь, разрабатываемые пилотные проекты по ресурсосбережению и энергоэффективности (реализация которых координируется рабочей группой при Комиссии по модернизации и технологическому развитии экономики России при Президенте РФ) — „Новый свет“, „Энергоэффективный квартал“, „Малая комплексная энергетика“, „Энергоэффективный социальный сектор“, „Инновационная энергетика“ и другие — призваны инвентаризировать уже имеющиеся отечественные разработки и технологии, обеспечить смычку инновационных идей с бизнесом в каждом из секторов, открывая новые рынки.

Еще раз подчеркну уже сказанное выше — до 1 марта 2010 года должны быть выработаны отечественные требования к осветительным устройствам, электрическим лампам, адаптированные к специфике используемых в России технологий и оборудования, тем самым, обеспечиваются определенные преимущества отечественным производителям.

Для синхронизации законопроекта с действующим законодательством Российской Федерации предлагается внести необходимые изменения в Градостроительный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях, а также в федеральные законы „О защите прав потребителей“, "Об электроэнергетике", "О техническом регулировании" и другие.

Особо обращу ваше внимание на поправку, которая роздана сегодня в зале. Она жестко регламентирует сроки издания Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для того, чтобы рассматриваемый законопроект заработал в полную силу уже с 1 января 2010 года".