Бывший министр финансов Московской области Алексей Кузнецов рассказал в интервью газете "Ведомости", что не возвращается в Россию из США из-за отсутствия средств и поддержки в свою защиту.
По словам Кузнецова, он уехал в отпуск в США и принял решение не возвращаться обратно, как только прочитал о себе публикации в СМИ.
"Я понимаю, что в сегодняшней ситуации точно не получу поддержки. Можно себе представлять, что в любом деле, которое будет выдвинуто против тебя, ты точно не добьешься никакой справедливости. Или что ты должен будешь взамен? Рассказывать про кого-либо, про губернатора? Я не чувствую себя способным защититься в России. У меня нет ни средств, ни поддержки, чтобы отстоять любое, даже самое маленькое обвинение в мою сторону", — сказал Кузнецов.
Вместе с тем, говоря об претензиях со стороны правоохранительных органов, экс-министр заявил, что обвинения ему "никто никогда ничего не предъявлял. Мало того, никто не присылал мне никаких повесток, как об этом писалось в СМИ". Однако, по словам Кузнецова, в случае приезда на Родину, обвинения могут сразу появиться. "Если есть цель кому-то что-то предъявить, то, наверное, это можно сделать", уверен бывший министр.
Отвечая на вопрос, "кто стоит за этими процессами?", Кузнецов высказал мнение, что это "те же люди, которые инициировали акцию в августе прошлого года, когда за три дня более полусотни изданий как по команде назвали меня шпионом и гражданином США, заодно приписав мне воровство земли на $20 млрд. Вся подмосковная земля столько не стоит. Кроме того, министр финансов не может подписывать документы о передаче земли".
У Алексея Кузнецова скандальное прошлое и не менее скандальное настоящее. В конце 90-х Кузнецов был одним из топ-менеджеров "Инкомбанка" и был обвинен в незаконном присвоении средств банка. Кузнецов покинул банк, и в 2000 году стал министром финансов Московской области. После этого в область, находившуюся на грани дефолта, потекли деньги. Текли они в том числе через Московскую областную инвестиционную трастовую компанию (МОИТК), Московское областное ипотечное агентство (МОИА) и др. Эти компании брали кредиты и размещали облигации под непрямые гарантии области или друг друга. Если на начало 2009 года прямой долг области, по оценке S&P, не превышал 50% от доходов бюджета, то вместе с обязательствами областных компаний он достигал 82%. До кризиса об устойчивости такой системы в правительстве не беспокоились — компании всегда могли рефинансировать долг.
Но в июле 2008 года Кузнецов неожиданно ушел в отставку и уехал из России, а в конце 2008 года сразу несколько компаний области не смогли расплатиться с кредиторами. Деятельностью Кузнецова и его соратников заинтересовались правоохранительные органы. На прошлой неделе было завершено расследование уголовного дела в отношении гендиректора МОИТК Владислава Телепнева и начальника отдела организации финансирования государственных программ компании Светланы Шаталиной.
Представитель СКП заявил, что Кузнецова следствие рассматривает как организатора хищений через МОИТК, которые нанесли области ущерб в 3 млрд рублей. Исполнителями этой схемы следствие признало Телепнева и Шаталину, материалы по ним уже переданы в суд. Представитель Следственного комитета при прокуратуре отказался отвечать на вопрос, какой статус у Кузнецова в настоящее время. По словам источника в органах прокуратуры, Кузнецов проходит по делу как подозреваемый, но обвинений против него не выдвинуто.