Минфин РФ от имени Правительства России подготовил проект поправок к принятому Госдумой в первом чтении 16 октября 2009 года законопроекту о смягчении ответственности за налоговые правонарушения.
Проект федерального закона № 224549-5 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" был внесен в Госдуму депутатами ГД Б.В. Грызловым, Ю.В. Васильевым, Е.А. Федоровым, П.В. Крашенинниковым, В.Н. Плигиным, В.М. Резником, Г.Я. Хором, А.М. Макаровым.
В подготовленном Минфином проекте поправок говорится:
"Правительством Российской Федерации направляются к проекту федерального закона № 224549-5 следующие поправки:
1) в статье 1:
а) пункт 1 исключить.
Указанным пунктом предусматривается, что в случае принятия решения о возбуждении уголовного дела по результатам рассмотрения материалов, направленных налоговым органом в органы внутренних дел, производство по уголовному делу ведется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
При этом не учитывается, что возбуждение уголовного дела осуществляется в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — УПК). Решение о возбуждении уголовного дела принимается на стадии досудебного производства, регулируемого УПК (часть 1 статьи 2, раздел VII).
Направление налоговым органом в орган внутренних дел материалов налоговой проверки не является единственным поводом для возбуждения уголовного дела.
Частью 1 статьи 140 УПК установлено, что поводами для возбуждения уголовного дела являются заявление о преступлении, явка с повинной или сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.
В силу статьи 8 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК) основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК.
Основанием для возбуждения уголовного дела согласно части 2 статьи 140 УПК является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
В законопроекте не учитывается, что выявление и квалификация всех элементов и признаков состава преступления не входят в круг задач и функций налоговых органов.
Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений являются одними из основных задач милиции.
Основание и принципы уголовной ответственности, виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений устанавливаются УК.
В силу статей 4 и 5 УК лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается;
б) пункт 2 считать пунктом 1, абзац второй этого пункта изложить в следующей редакции:
"3. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующие пени, штрафы, налоговый орган обязан в течение 10 дней со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в орган внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Порядок направления налоговыми органами материалов в органы внутренних дел утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел.".
Рассматриваемым абзацем законопроекта не охватываются случаи выявления в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК) налоговыми органами недоимки вне рамок налоговых проверок, а также допускается неопределенность в отношении уплаты в полном объеме не только пеней и штрафов, но и недоимки;
в) пункт 3 считать пунктом 2, в абзаце втором этого пункта слова ", выявленный в результате налоговой проверки," исключить.
Указанным абзацем законопроекта не охватываются случаи выявления налоговыми органами в соответствии с НК недоимки вне рамок налоговых проверок;
г) дополнить новым пунктом 3 следующего содержания:
"3) статью 101 дополнить пунктом 15.1 следующего содержания:
"15.1. В случае, если в отношении налогоплательщика (плательщика сбора) — физического лица в соответствии с пунктом 3 статьи 32 настоящего Кодекса выносится решение о направлении материалов в орган внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, одновременно руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о прекращении действия соответствующих решений налогового органа, принятых в отношении этого физического лица и вступивших в силу, а также прекращается исполнение физическим лицом требования об уплате налога (сбора), пеней, штрафа, которое не было им исполнено в срок, установленный пунктом 3 статьи 32 настоящего Кодекса, и взыскание соответствующих налога (сбора), пеней, штрафа.
В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не позднее следующего дня после получения уведомления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела выносит решение об отмене решения о прекращении действия ранее принятых в отношении указанного физического лица и вступивших в силу решений налогового органа, действие которых возобновляется со дня принятия решения об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела. Со дня вынесения указанного решения возобновляется исполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора) — физическим лицом требования об уплате налога (сбора), пеней, штрафа, которое не было им исполнено в срок, установленный пунктом 3 статьи 32 настоящего Кодекса, и взыскание соответствующих налога (сбора), пеней, штрафа.
Копии решений налогового органа, указанных в абзаце первом и втором настоящего пункта вручаются налогоплательщику (плательщику сбора) — физическому лицу или его представителю под расписку в течение пяти дней с даты вынесения соответствующего решения либо передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения. В случае направления копии решения налогового органа по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день с даты отправки.";
д) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4) пункт 3 статьи 108 изложить в следующей редакции:
"3. Основанием для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной настоящим Кодексом, является установление факта совершения такого правонарушения решением налогового органа, вступившем в законную силу.".
Общие условия привлечения лица к уголовной ответственности или ответственности за административные правонарушения не являются предметом регулирования статьи 108 НК.
Основания и принципы уголовной ответственности за преступления, ответственности за административные правонарушения в области налогов и сборов регулируются соответственно УК, УПК и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не поддерживается предложение о закреплении в НК положения о привлечении к уголовной ответственности лиц исключительно по установленным налоговыми органами фактам правонарушений.
Представляется нецелесообразным включение нового пункта 3.1 в статью 108 НК, положение которого не относится к предмету регулирования статьи 108 НК и дублирует положение пункта 3 статьи 32 НК.
Кроме того, указанное положение законопроекта не в полной мере согласуется с положениями статьи 2 законопроекта;
2) в статье 2:
а) в абзаце четвертом пункта 1 слова "Лицо, впервые привлекаемое к уголовной ответственности за преступления" заменить словами "Лицо, впервые совершившее преступления";
б) в абзаце четвертом пункта 2 слова "Лицо, впервые привлекаемое к уголовной ответственности за преступления" заменить словами "Лицо, впервые совершившее преступления".
Рассматриваемые положения статьи 2 законопроекта, вносимые в УК и направленные в отношении "лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления", не согласуются со статьей 75 "Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием" УК, предусматривающей освобождение от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступление небольшой или средней тяжести, либо преступление иной категории.
Пунктом 1 статьи 2 законопроекта предусматривается освобождение от уголовной ответственности лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления, в случае уплаты таким лицом до окончания предварительного расследования по делу недоимки, соответствующих пеней и штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК. При этом не учитывается, что определение этапов, на которых происходит прекращение уголовного преследования, не относится к предмету регулирования УК;
3) статью 3 исключить.
Статьей 3 законопроекта, предусматривающей дополнение УПК статьей 28.1, которой определяются особенности прекращения уголовного преследования по делам, связанным с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, не учитывается, что вопросы прекращения уголовного преследования, в том числе за налоговые преступления, урегулированы статьями 27 и 28 УПК", — говорится в проекте поправок Правительства РФ, подготовленном в Минфине.