Завтра Государственная Дума рассмотрит в первом чтении законопроект № 264516-5 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный Президентом РФ (текст законопроекта публикуется ниже).
Как сообщается в пояснительной записке, проектом федерального закона предлагается изложить в новой редакции первую и третью части статьи 144 Кодекса, в соответствии с которыми дознавателю, органу дознания, следователю и руководителю следственного органа предоставляется право требовать производства исследований документов и предметов, в том числе трупов, при проверке сообщения о преступлении.
Необходимость внесения изменений в эту статью Кодекса обусловлена отсутствием возможности вынесения органами предварительного расследования обоснованных постановлений о возбуждении уголовного дела по сообщениям о преступлениях, проверка которых требует производства исследований документов и предметов, в том числе трупов, для установления наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также продолжительными сроками производства таких исследований.
По словам председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова, срок проведения проверки сообщения о преступлении при необходимости производства исследований документов и предметов может быть продлен до 30 дней руководителем следственного органа по ходатайству следователя и прокурором по ходатайству дознавателя. Указанные изменения будут способствовать вынесению органами предварительного расследования более обоснованных постановлений о возбуждении уголовного дела по сообщениям о преступлениях.
Предлагается внести изменения в статьи 220 и 225 Кодекса о том, что в обвинительном заключении и в обвинительном акте указывается не только перечень доказательств, но и их краткое содержание.
Также проектом федерального закона предусматривается дополнить статью 448 Кодекса. В случае, если лицо имело возможность, но не сообщило органу предварительного расследования о том, что относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, либо в письменном виде заявило о том, что не желает воспользоваться гарантиями, предоставленными ему главой 52 Кодекса ("Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц"), уголовное преследование в отношении такого лица осуществляется в обычном порядке.
СПРАВКА. "Статья 447 УПК РФ. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении: 1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; 2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия; 3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации; 4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; 5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации; 6) прокурора; 6.1) Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации; 6.2) руководителя следственного органа; 7) следователя; 8) адвоката; 9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; 10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. 2. Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой."
Внесение данного изменения в статью 448 Кодекса обусловлено необходимостью обеспечить таким лицам своевременное предоставление гарантий, предусмотренных главой 52 Кодекса. Предлагаемое изменение в статью 448 также позволит исключить возможность уклонения от уголовной ответственности лиц, которые умышленно скрывают от органов предварительного расследования, что они относятся к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, до завершающих стадий осуществляемого в отношении их уголовного судопроизводства.
-------------------------------------
Далее следует текст законопроекта, предоставленный пресс-службой нижней палаты парламента:
" Вносится Президентом Российской Федерации
Проект
№ 264516-5
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации
Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №52, ст. 4921; 2002, №22, ст. 2027; №30, ст. 3015; 2003, №27, ст. 2706, 2708; 2007, № 16, ст. 1827; № 18, ст. 2118; №24, ст. 2830, 2833; 2008, №49, ст. 5724; № 52, ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3613) следующие изменения:
1) в статье 144:
а) часть первую изложить в следующей редакции:
"1. Дознаватель, орган дознания, следователь или руководитель следственного органа обязан принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь или руководитель следственного органа вправе требовать проведения документальных проверок, ревизий, исследований документов и предметов, в том числе трупов, и привлекать к участию в них специалистов.";
б) часть третью изложить в следующей редакции:
"3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости проведения документальных проверок и ревизий, а также исследований документов и предметов, в том числе трупов, руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.";
2) пункты 5 и 6 части первой статьи 220 изложить в следующей
редакции:
"5) перечень и краткое содержание доказательств, подтверждающих обвинение;
6) перечень и краткое содержание доказательств, на которые ссылается сторона защиты;";
3) пункт 6 части первой статьи 225 изложить в следующей редакции:
"6) перечень и краткое содержание доказательств, подтверждающих обвинение, перечень и краткое содержание доказательств, на которые ссылается сторона защиты;";
4) статью 448 дополнить частью восьмой следующего содержания:
"8. В случае, если лицо имело возможность, но не сообщило органу предварительного расследования о том, что относится к категории лиц, указанных в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо в письменном виде заявило о том, что не желает воспользоваться гарантиями, предоставленными ему главой 52 настоящего Кодекса, уголовное преследование в отношении такого лица осуществляется в обычном порядке.".
Президент Российской Федерации "