ПРАВО.ru
Новости
23 декабря 2009, 15:45

КС РФ защитил экспортеров по нулевой ставке НДС

КС РФ защитил экспортеров по нулевой ставке НДС
Конституционный суд поддержал экспортеров российской продукции

Конституционный суд РФ поддержал экспортеров российской продукции, признав неконституционными нормы Налогового кодекса, ограничивающие право налогоплательщиков на применение нулевой ставки НДС, сообщила пресс-служба КС.

Сегодня Конституционный Суд РФ признал неконституционным положение абзаца 5 подпункта 2 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса РФ. Поводом к рассмотрению дела явился запрос Высшего Арбитражного Суда РФ. ВАС РФ полагал, что оспариваемое им положение неоправданно ограничивает право налогоплательщиков на применение "нулевой" ставки НДС.

Дело в том, что при заключении сделки с иностранным покупателем, который не обязан уплачивать налог на добавленную стоимость, налогоплательщик имеет право не включать сумму данного налога, уже уплаченную им поставщикам на территории Российской Федерации, в стоимость товара, отправляемого им на экспорт, что делает цену такого товара более привлекательной для иностранного покупателя. В дальнейшем, поскольку налогоплательщик уже уплатил указанную сумму при покупке товара на территории Российской Федерации, она будет ему возмещена из бюджета.

То есть, при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов. Это предусмотрено пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. Данным налоговым преимуществом налогоплательщик может воспользоваться при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, которыми налогоплательщик должен подтвердить обоснованность применения "нулевой" ставки по НДС.

В частности, в числе иных документов, в случае, если оплата за товар была произведена не самим иностранным покупателем, а по соглашению с ним каким-либо третьим лицом, налогоплательщику (продавцу) необходимо представить в налоговые органы договор поручения, заключенный между иностранным покупателем и лицом, фактически перечислившим денежные средства на счет продавца в РФ.

Предыстория вопроса. В Высший Арбитражный суд РФ обратилась ООО "Лесоэкспортная компания АСВ" (далее — Общество), которая в ноябре 2006 года заключила экспортный контракт с австралийской компанией "Vieland PTY Limited" (далее — покупатель). Дополнительным соглашением к контракту было предусмотрено, что оплата товара может осуществляться директором компании — покупателя, который впоследствии и произвел этот платеж со своего личного счета, а не со счета компании-покупателя.

Когда Общество предоставило в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость за март того же года с приложением комплекта документов для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров на экспорт по указанному договору, выяснилось, что в соответствии с требованиями абзаца 5 подпункта 2 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса РФ для получения указанного налогового преимущества в комплекте документов не хватает подлинника договора поручения по оплате за товар, заключенного непосредственно покупателем с лицом, непосредственно перечислившим денежные средства на счет Общества. Предоставленную Обществом копию Дополнительного соглашения к контракту налоговый орган счел недостаточным подтверждением обоснованности применения нулевой ставки по НДС. В результате Обществу было отказано в возмещении заявленной суммы НДС; кроме того, налоговый орган вынес решение о привлечении ООО "Лесоэкспортная компания АСВ" к налоговой ответственности.

Арбитражный суд Красноярского края и Третий арбитражный апелляционный суд оставили решение налоговой инспекции в силе.

Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вынесенным по заявлению Общества, данное дело было передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора. Проверив обоснованность выводов, изложенных в заявлении, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришел к выводу о несоответствии положения абзаца пятого подпункта 2 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации Конституции Российской Федерации и, приостановив производство по делу, обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о его конституционности.

Позиция Суда. Конституционный Суд РФ признал, что по буквальному смыслу оспоренной нормы, в тех случаях, когда выручка от реализации товаров иностранному покупателю поступила на счет налогоплательщика (экспортера) в российском банке от третьего лица, право на применение ставки 0% по НДС может быть реализовано им при предоставлении в качестве доказательства фактического поступления указанной выручки исключительно договора поручения, заключенного между иностранным покупателем и лицом, фактически осуществившим платеж. Тем самым налогоплательщик лишается возможности подтвердить факт поступления на его счет выручки за указанный товар альтернативными способами (например, документами, имеющимися у налогоплательщика и содержащими такую же информацию).

Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что это приводит к чрезмерному вмешательству государства в сферу экономической деятельности, и не отвечает принципам справедливости, равенства и соразмерности. Ограничение по формальному признаку выбора способов доказывания того, что на счет налогоплательщика действительно поступила выручка от реализации товаров иностранному лицу, ставит под угрозу и осуществление эффективной судебной защиты прав и законных интересов налогоплательщиков при принятии решения о правомерности отказа в предоставлении ставки 0%.

Конституционный Суд РФ признал оспоренную норму в той ее части, которая предусматривает в качестве необходимого условия подтверждения права налогоплательщика на применение ставки 0% по налогу на добавленную стоимость представление им в налоговые органы исключительно договора поручения — не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 34 (часть 1) 19 (часть 1) и 57.

Конституционный Суд РФ постановил, что федеральному законодателю необходимо установить надлежащий правовой механизм возмещения НДС в указанных случаях.