Вице-премьер Алексей Кудрин вчера впервые подтвердил, что реформа Министерства внутренних дел стоит в повестке дня у руководства страны. И один из главных вопросов в ней — в чьих руках сосредоточится финансирование.
Со слов господина Кудрина, решение, предполагающее прекращение финансирования органов МВД региональными и муниципальными властями и полную федерализацию милиции, обойдется казне в 200 миллиардов рублей и поэтому пока не принято. Эта версия реформы — разработка самого МВД. Альтернативные варианты 2002-2008 годов предполагали, напротив, децентрализацию управления органами внутренних дел.
Алексей Кудрин на итоговой пресс-конференции в "Интерфаксе" неожиданно подтвердил факт обсуждения во властных структурах РФ реформы МВД. Отвечая на вопросы журналистов, он пояснил, что перевод финансирования МВД на федеральный уровень — вопрос пока нерешенный, цена вопроса — дополнительные расходы федерального бюджета на уровне 200 миллиардов рублей. Дальнейших пояснений о том, какие еще шаги предполагает реформа и когда ее ждать, вице-премьер не дал.
До последнего момента о возможности такой реформы было известно лишь из источников, близких к министерству,- они подтверждали как минимум обсуждение в Кремле и Белом доме "федерализации" МВД. "Мне неизвестно, что в правительстве велись такие расчеты",- так прокомментировал пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков слова господина Кудрина. Анонимный собеседник в правительстве РФ признал, что сама тема реформы уже давно обсуждается в Белом доме — но кулуарно и за закрытыми дверями.
Так, в 2008 году ее возможность обсуждали и президент Дмитрий Медведев с премьером Владимиром Путиным, но этот разговор не получил "аппаратного" развития. По данным журналистов, в 2008-2009 годах наработки по финансовым аспектам преобразований в структуры правительства передавали Институт экономики переходного периода и Институт экономики РАН, другие экспертные институты, ряд разработок обсуждал именно "федерализацию" милиции.
Сама по себе тема "федерализации" обсуждается достаточно давно. Так, в январе 2009 года на сайте МВД РФ о ней рассказывал заместитель главы МВД генерал-лейтенант милиции Александр Смирный, в ноябре 2009 года об отдельных аспектах финансирования МВД в этом разрезе как о проблеме сообщала в интервью журналу "Бюджет" начальник финансово-экономического департамента МВД РФ генерал-лейтенант милиции Светлана Перова. Господин Смирный подчеркивал тогда, что "федерализация" милиции позволит снизить влияние на сотрудников МВД со стороны коррупционеров в регионах.
В настоящее время оплата труда и материально-техническое снабжение подразделений МВД ведется из всех трех уровней бюджетной системы. 517 тысяч сотрудников милиции общественной безопасности (в том числе участковые, отряды ДПС ГИБДД МВД, подразделения особого назначения) получают зарплату и (или) доплаты из региональных бюджетов и бюджетов органов местного самоуправления. Часть гражданского персонала МВД не состоит на государственной гражданской службе. Сейчас более 60 регионов выделяют из своих бюджетов доплаты сотрудникам милиции общественной безопасности, Москва и Московская область осуществляют доплаты и "федеральным" сотрудникам МВД в регионе. Как и в ситуации с судебной властью до 2007 года, это дает в руки губернаторам (муниципальные полномочия, относящиеся к МВД, как правило, финансируются трансфертами из региональных бюджетов) рычаги влияния на милицию. Тем не менее вчера в пресс-службе МВД категорически отказались обсуждать тему, заявив: возможная реорганизация — "вопрос не их уровня".
Тем не менее официально факт существования планов реформы МВД, предполагающей "федерализацию" как вариант, подтвержден — впервые на правительственном уровне. По словам собеседника в правительстве, формального поручения членам кабинета премьер Владимир Путин в последние месяцы не давал. Единственное формальное поручение премьера по поводу МВД касается выведения из состава министерства ГИБДД, но даже этот вопрос затормозился конфликтом интересов при распределении административных функций с Росавтодором.
Активно тема "федерализации" МВД обсуждалась в Белом доме во время назначения в сентябре 2009 года начальника ГУВД Москвы Владимира Колокольцева без согласования этой кандидатуры с московским мэром Юрием Лужковым. Но, по словам собеседника, в этих "неформальных разговорах" чаще всего предлагалось передать на федеральный уровень только вопросы материального содержания сотрудников региональных подразделений МВД.
Очевидно, что чисто финансовыми вопросами "федерализация" МВД вряд ли ограничится — реформа финансирования не имеет прямого смысла без корректировки полномочий регионов по управлению МВД, а возможно, и реформы структуры министерства как такового и, возможно, коррекции налогового распределения. Расходы федерального бюджета на финансирование МВД РФ составляли в 2008 году около 270 миллиардов рублей, общая численность сотрудников МВД в прошлом году — 1325 тыс. человек, из них "нефедералы" — 39% личного состава. Цена вопроса в реформе в макроэкономическом разрезе невелика — 0,5% ВВП РФ 2009 года: именно столько мог бы заплатить федеральный бюджет в 2010 году в случае полной "федерализации" милиции.
Комитеты Госдумы, которые могли бы участвовать в экспертной работе над планом реформирования МВД, вчера дружно отрицали свою причастность к теме, затронутой Алексеем Кудриным. В Минэкономики вчера не смогли ответить на вопрос о том, что за реформу упоминал вице-премьер. Наконец, пресс-секретарь господина Кудрина Павел Кузнецов также сообщил, что не знает, каким документом и когда предлагалось пересмотреть принцип финансирования милиции. Пресс-секретарь вице-премьера Дмитрия Козака, в 2002-2004 годах прорабатывавшего ряд вопросов реформы МВД в администрации президента, отказался подтвердить или опровергнуть причастность своего руководителя к планам "федерализации" милиции.
Между тем, по поводу будущего МВД обнародованы и еще более радикальные предложения. "Модернизировать МВД, реформировать МВД невозможно, его можно только ликвидировать", — сказал на пресс-конференции 25 ноября член генсовета "Единой России", депутат Госдумы Андрей Макаров. "Есть несколько шагов, которые необходимо сделать немедленно: из МВД должен быть выведен следственный аппарат, следствие не может находиться в МВД, необходимо решить вопрос по экономическим, налоговым преступлениям. Нельзя брать человека под стражу до тех пор, пока приговором суда не установлена его виновность", — убежден Макаров. "Система создана таким образом, что она убивает порядочность в людях, заставляет их работать непорядочно", — сказал он. В свою очередь, упразднить ГИБДД и передать контроль за безопасностью дорожного движения специально созданной федеральной службе предлагает председатель комитета Государственной думы РФ по транспорту Сергей Шишкарев ("Единая Россия"). 17 декабря в ходе брифинга Шишкарев заявил, что готовится предложение президенту РФ о создании федерального органа исполнительной власти, подчиняющегося правительству РФ, который занимался бы обеспечением дорожной безопасности. "Я считаю, что должен быть создан единый орган, который занимался бы организацией дорожного движения, контролем за соблюдением ПДД, — вплоть до взимания штрафов", — сказал глава комитета Госдумы.