21 января 2010 года Конституционный Суд РФ рассмотрел дело о проверке конституционности статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой гражданин может взыскать средства из бюджетной системы РФ только на основании судебных актов, сообщила пресс-служба суда.
Поводом к рассмотрению послужила жалоба Уполномоченного по правам человека РФ.
История вопроса. К Уполномоченному по правам человека РФ обратилась Демидкина Г.М. с жалобой о нарушении прав своего мужа Демидкина И.Г. от злоупотреблений властью. В 1981 году Демидкин И.Г. был осужден к трем годам лишения свободы за хищение социалистической собственности в крупных размерах, превышение служебных полномочий и должностной подлог. В 1990 году обвинительный приговор по делу Демидкина И.Г. был отменен, уголовное дело направлено на дополнительное расследование и в 1992 году прекращено в связи с отсутствием в действиях Демидкина И.Г. состава преступления. Однако в ходе производства дополнительного расследования Демидкин И.Г. умер.
Вдова Демидкина И.Г. обратилась в прокуратуру с требованием о возмещении имущественного вреда, причиненного незаконным привлечением ее мужа к уголовной ответственности. Заместитель Прокурора Воронежской области принял Постановление, согласно которому Демидкиной Г.М. надлежит за счет казны Российской Федерации возместить утраченный заработок ее мужа за время отбывания наказания и расходы по оплате юридической помощи, а также возвратить те средства, которые Демидкин И.Г. вынужден был выплатить в счет возмещения ущерба, якобы причиненного им государству.
Однако Министерство финансов РФ отказало в выделении Демидкиной Г.М. денежных средств на том основании, что взыскание из бюджетной системы РФ допускается только на сновании судебных актов.
Позиция заявителя. В соответствии с Конституцией РФ каждый пострадавший от злоупотреблений властью имеет право на возмещение причиненного ему вреда. Это конституционное право является абсолютным. Заявитель полагает, что государство обязано компенсировать жертве незаконного привлечения к уголовной ответственности имущественный ущерб и моральный вред вне зависимости от того, на какой стадии уголовного судопроизводства человек был признан невиновным. Заявитель полагает, что кто бы ни вынес постановление о реабилитации и, соответственно, о выплате компенсации за причиненный вред — дознаватель, следователь, прокурор или суд, — государство обязано реализовать это постановление и выплатить указанную в нем сумму.
Однако, как указывает заявитель, бюджетное законодательство не предусматривает возмещение вреда пострадавшим на основании решений органов дознания или предварительного следствия. Согласно оспариваемой норме, выплата государством такого рода средств возможна только по исполнительным документам, выданным на основании судебного акта.
Заявитель полагает, что данное регулирование нарушает право на возмещение ущерба тех пострадавших от незаконного привлечения к уголовной ответственности, в отношении которых уголовное дело прекращено на стадии досудебного производства.
Решение Конституционного Суда РФ по делу ожидается в ближайшее время.