Чиновники встали на борьбу с земельными рейдерами, зарабатывающими на продаже прав добычи полезных ископаемых на своих участках. Весной в правительство может быть внесен законопроект, который позволит добывающим и геологоразведочным компаниям автоматически получать в пользование участок земли над месторождением при обретении лицензии. Сейчас механизм, регулирующий отношения землевладельцев и недропользователей, фактически отсутствует, и компании зачастую вынуждены покупать землю по цене, в сотни раз превышающей рыночную.
Как рассказал источник в Совете Федерации, верхняя палата разрабатывает проект закона, который существенно упростит земельно-имущественные отношения в недропользовании. Поправки коснутся в первую очередь Земельного кодекса и закона "О недрах". Чиновники предлагают выделить особую категорию земель — земли государственного фонда недр. Владелец такого земельного надела будет лишен возможности сооружать на нем объекты капитального строительства.
Согласно проекту закона, если месторождение, расположенное на таком участке, выставят на аукцион, государство выкупит землю у собственника по рыночной цене, то есть не дороже стоимости аналогичных участков, под которыми нет залежей полезных ископаемых. Кроме того, владельцы земли не смогут отказать в проведении на своих участках геофизических работ, которые не требуют нарушения почвы: их обяжут предоставлять землю на основе сервитута.
В результате, приобретая лицензию, недропользователи получат участок полностью "упакованным". "Сейчас согласно ст. 11 закона „О недрах“ ресурсы предоставляются в пользование без земельного участка над ними", — поясняет адвокат коллегии адвокатов "Юков, Хренов и партнеры" Евгений Таратин. Чтобы добраться до недр, пользователю необходимо обладать правами на эту землю.
Участники рынка подтверждают, что зачастую владельцы земель фактически шантажируют компании, выставляя цену, в десятки раз превышающую рыночную стоимость. Например, собственники земли над новым лицензионным участком одного цементного завода потребовали за нее сумму, в пять раз превышающую стоимость лицензии и более чем в 1500 раз — стоимость сопоставимого объекта, вспоминает г-н Таратин. По его словам, в последние несколько лет получили распространение ситуации, когда участки приобретают собственников незадолго до того, как становится известно о выставлении месторождения на аукцион.
В течение последних нескольких лет изменения в закон "О недрах" вносились несколько раз. В ранней редакции говорилось, что Роснедра обязаны перед проведением аукциона получить предварительное согласие у собственников земли на последующее отведение их участков для нужд недропользования. Впрочем, это не предоставляло никаких гарантий — собственник земли мог отказать в доступе на свой надел или увеличить цену его реализации по своему усмотрению. В действующем законодательстве Роснедрам отведена и вовсе информационная функция — предоставлять данные о владельцах земли над месторождениями. По словам г-на Таратина, ведомство зачастую само не обладает такими данными и недропользователи могут даже не знать, кто является собственником земельного участка над соответствующим участком недр.
Практически во всех крупных нефтяных компаниях подтвердили, что не раз сталкивались с такой проблемой. В ЛУКОЙЛе обратили внимание, что трудности возникают не только финансового характера, порой на оформление всей необходимой документации по земельному участку уходит несколько лет, а согласовывать приходится порядка тысячи документов. В полной мере несколько лет назад с такой проблемой столкнулась ТНК-ВР в Оренбургской области, говорит представитель компании.
В Минприроды признают, что такая проблема существует и требует вмешательства. В ведомстве ожидают поступления законопроекта в правительство весной этого года. В комитете по природным ресурсам Совета Федерации пояснили, что разработка проекта закона еще на завершена. Проблему земельно-имущественных отношений в недропользовании обсудят в конце февраля на парламентских слушаниях, где, вероятно, и будут озвучены его основные положения.