Группа депутатов внесла сегодня в Госдуму законопроект № 327338-5 "О внесении изменений в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Речь идет об ограничении практики применения досудебного содержания под стражей подозреваемых в налоговых и иных экономических преступлениях.
Соответствующие изменения в статью 108 УПК РФ подготовили депутаты во главе со спикером Госдумы Борисом Грызловым. Кроме того, авторами этой законодательной инициативы выступили глава комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров, председатель комитета по законодательству Павел Крашенинников и его первый заместитель Владимир Груздев, глава комитета по бюджету и налогам Юрий Васильев, а также председатели еще трех думских комитетов.
Как пояснил журналистам Крашенинников, законопроект направлен на ограничение практики применения досудебного содержания под стражей лиц, не представляющих опасности для общества. "То есть речь идет о случаях, когда содержание под стражей в качестве меры пресечения не вызвано какой-либо необходимостью", — сказал депутат. Он отметил, что по информации правоохранительных органов, в среднем в год в камерах следственных изоляторов содержится 75-80 тысяч граждан, которых впоследствии оправдали. "Не секрет, что сама по себе такая суровая мера пресечения, как содержание под стражей, является фактором давления со стороны дознания и следствия на обвиняемых и подозреваемых, создавая почву для должностных злоупотреблений", — считает Крашенинников. Поэтому, по его словам, в законопроекте предлагается исключить применение содержания под стражей как меры пресечения подозреваемых в налоговых и иных экономических преступлениях по большинству статей 22 главы Уголовного кодекса, касающейся преступлений против экономической деятельности.
"Исключения возможны только в стандартных для УПК случаях, если подозреваемый или обвиняемый не имеют места постоянного жительства; если его личность не установлена; если им нарушена ранее избранная мера пресечения, а также если он скрылся от органов предварительного расследования или от суда", — пояснил парламентарий. По мнению авторов законопроекта, обвиняемые по названным преступлениям лица, находясь на свободе, не могут угрожать свидетелю и иным участникам уголовного судопроизводства и уничтожить доказательства. "В данном случае доказательная база представляет собой документы, которые к моменту возбуждения дела, как правило, уже изъяты и изучены в рамках оперативно-розыскной деятельности", — добавил Крашенинников. "Кроме того, обвиняемые по экономическим преступлениям, находясь на свободе, продолжая работать и платить налоги, будут приносить обществу и государству больше пользы, чем находясь в изоляторе временного содержания за счет государства", — считает депутат. При этом он напомнил, что и в нынешней редакции УПК содержание под стражей рассматривается как исключительная мера пресечения. "Однако правоприменительная практика показывает, что органы дознания, следствия и суда не в полной мере следуют духу уголовно-процессуального законодательства. Что ж, дабы прекратить сложившуюся порочную практику "закошмаривания бизнеса", следует уточнить букву закона", — заключил законодатель.
В свою очередь первый зампред комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев высказал мнение, что внесенный законопроект позволит избежать злоупотреблений со стороны нерадивых сотрудников правоохранительной системы, а также защитить предпринимателей от чрезмерного давления со стороны органов следствия. "В СИЗО должны быть заключены насильники, убийцы, террористы, члены ОПГ, но никак не предприниматели. Бизнесмены являются "драйверами" нашей экономики. Их изоляция на стадии досудебного разбирательства может разрушить их предприятия и по факту нанести еще больший ущерб экономике страны", — считает депутат. По его мнению, необходимо шире использовать практику внесения денежных залогов. "Залог может быть определен в размере нанесенного ущерба и вноситься на "судебный" депозит", — пояснил Груздев. Первый зампред комитета считает, что впоследствии необходимо также ввести суд присяжных для рассмотрения тяжких и особо тяжких экономических преступлений.
"В 2009 году профессиональными судьями было рассмотрено более 900 тысяч уголовных дел, из которых только в 9 тысячах случаев были вынесены оправдательные приговоры. В то же время суды присяжных выносили оправдательные приговоры в 18 раз чаще", — отметил парламентарий. "Решение о гуманизации уголовного законодательства в сфере экономических правонарушений станет дополнительной стимулом для развития предпринимательской активности и формирования хорошего инвестиционного климата в России", — заключил он.