Как сообщалось накануне, президент Дмитрий Медведев выполнил обещание, данное в своем послании Федеральному Собранию, — он внес в Госдуму законопроект, предоставляющий право формировать фракцию тем партиям в региональном законодательном собрании, которые по итогам выборов получили только один мандат. На деле это даст депутату-фракции лишь одно преимущество: он сможет по регламенту выступить со своим мнением по поводу обсуждаемого законопроекта.
В соответствии с действующими нормами фракция включает в себя всех депутатов, избранных в составе соответствующего списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов. Как показывает анализ регионального законодательства, если список кандидатов получает только один депутатский мандат, фракция, как правило, не образуется. А по закону о политических партиях этот депутат не может войти в другую фракцию. Теперь неприкаянности депутатов-одиночек положен конец: он сам будет считаться фракцией. Сейчас по партийным спискам избирается 50% депутатов региональных парламентов.
Вместе со статусом такой депутат получает и все права фракции: он имеет право выдвигать кандидатов на выборные должности в местном парламенте, может выступать по повестке дня заседания парламента, участвовать в предварительном формировании этой повестки. Теоретически такой депутат может получить и руководящий пост в региональном заксобрании, однако практически это будет зависеть от доброй воли победившей партии, то есть в подавляющем большинстве случаев — "Единой России". А она вряд ли захочет делиться властью.
Об этом свидетельствует следующее: вчера председатель высшего совета "Единой России" Борис Грызлов отметил, что на местном уровне депутатам-единороссам совсем не обязательно подписывать соглашение с партией "Справедливая Россия", которое было подписано на федеральном уровне. А ведь именно на получение постов в региональных заксобраниях рассчитывал лидер справороссов Сергей Миронов, когда заключил с "Единой Россией" коалиционное соглашение.
Региональные заксобрания зачастую столь немногочисленны, что получение даже одного мандата — это колоссальный успех для партии, говорит замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. К примеру, в Мосгордуме 35 депутатов, из них 17 — мажоритарии, а 18 избраны по партийным спискам. С учетом таких пропорций получить 7% голосов, то есть преодолеть проходной барьер, и будет означать получение одного депутатского мандата. Даже несмотря на грядущую корректировку численности региональных парламентов, эти пропорции в основном сохранятся. Внесенный президентом законопроект — это фактически оформление полуторапартийной системы, где есть "Единая Россия" и все остальные, говорит политолог. Вполне закономерно, что в данной системе оппозиции отводится фракция в составе одного человека. Для роста значимости оппозиции нужны другие меры: "Гораздо важнее обеспечить партиям-миноритариям возможности политической конкуренции до выборов, у власти есть такое желание, но, с другой стороны, присутствуют опасения обрушить ситуацию", — считает г-н Макаркин.