В Государственную Думу внесен законопроект "О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации". Изменения предусматривают введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, которая заменит плоскую шкалу налогообложения, введенную в Российской Федерации в 2001 году. Автор законопроекта — депутат Госдумы А. Багаряков, сообщает пресс-служба нижней палаты парламента.
Напомним, что, в частности, премьер Владимир Путин заявлял, что не считает целесообразным возвращение к прогрессивной шкале подоходного налога. Об этом он сообщил, выступая перед депутатами Государственной Думы в ходе отчета о работе, проделанной правительством России в 2008 году. Премьер сказал, что одинаковая ставка подоходного налога для лиц с разным уровнем дохода несправедлива только на первый взгляд и отметил, что сейчас подоходный налог в России — самый низкий в мире.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, необходимость введения прогрессивной шкалы налогообложения обусловлена тремя факторами.
Во-первых, мировая практика показывает, что плоская шкала налогообложения — удел отсталых стран со слабой экономикой.Принятие единой ставки налога на доходы физических лиц в свое время мотивировалось необходимостью легализации доходов граждан страны и увеличением объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации. Однако, несмотря на то, что с момента введения плоской шкалы налога в России прошло уже 10 лет, сборы налога на доходы физических лиц по прежнему составляют исчезающее малую долю валового внутреннего продукта — менее 4% в 2008 году по данным Госкомстата.
Вторая причина введения прогрессивной шкалы налогообложения — резкое падение доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, угрожающее их финансовой устойчивости. В течение 10 последних лет увеличивалась зависимость регионов от финансовых перечислений из федерального центра. Если еще в 2004 году безвозмездные перечисления составляли менее 10% бюджетных доходов в регионах, то уже к 2008 году эта доля достигла 20%, а в 2009 году превысила 25%.
Третья причина введения прогрессивного налога — стремительный рост степени расслоения российского общества по доходам.
Согласно данным, предоставленным Федеральной налоговой службой, с 2005 по 2007 год количество лиц с доходами свыше 1 млн. рублей увеличилось втрое, с 125,2 тыс. до 366,8 тыс. человек. Количество лиц с доходами свыше 1 млрд. рублей за тот же период выросло в 2,3 раза: с 283 до 655. Для сравнения, ВВП за тот же период возрос всего на 53%, с 21,6 до 33,1 трлн. рублей.
Для решения вышеуказанных проблем предлагается ввести прогрессивную шкалу налога, предполагающую снижение ставки налога с 13 до 5% для граждан с доходом менее 60 000 рублей в год (в среднем 5 000 рублей в месяц), что примерно соответствует уровню прожиточного минимума в стране.
Для доходов граждан в части от 60 000 до 600 000 рублей в год ставка налога составит 15%.
Для доходов граждан в части от 600 000 до 3 000 000 рублей в год ставка налога составит 25%. Прогрессивное налогообложение этой категории граждан принесет в бюджет почти 60 млрд. рублей дополнительных доходов.
Для доходов граждан в части от 3 000 000 до 12 000 000 рублей в год ставка налога составит 35%. Дополнительные доходы бюджета от налога на данную группу граждан составят примерно 85 млрд. рублей.
Наконец, для доходов граждан в части свыше 12 000 000 рублей в год ставка налога составит 45%. Прогрессивный налог в отношение лиц с годовым доходом более 12 млн. рублей, или свыше 1 млн. рублей в месяц, обеспечит поступление в бюджет дополнительных средств в размере около 2 трлн. 65 млрд. рублей.
В результате введения данного налога также следует ожидать снижения социальной напряженности в стране вследствие сокращения уровня дифференциации доходов среди населения Российской Федерации.
Напомним, в России единая ставка подоходного налога (он же — налог на доходы физических лиц) составляет 13%. По этому показателю Россия занимает второе место в мире после Болгарии — там размер фиксированной ставки подоходного налога составляет 10 процентов.