Как стало известно "Ведомостям", в ближайшее время может быть отставлен руководитель Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мокрецов. Бизнес не верит, что кадровая перестановка в ФНС снизит административное давление.
О смене руководителя ФНС рассказали несколько сотрудников администрации президента, правительства и ведомств, отвечающих за налоговую политику. Слышали об этом кадровом решении и в Госдуме.
По словам правительственного чиновника, Мокрецов покинет ФНС в течение 2-3 недель. Более категоричен чиновник, близкий к руководству ФНС и администрации президента: в субботу Мокрецов собрал подчиненных и рассказал им, что до вторника должно быть подписано распоряжение правительства о его отставке. Об увольнении Мокрецова знают также чиновники Минфина, ФНС, Минэкономразвития и источник, близкий к руководству Госдумы. Пресс-секретарь премьера Владимира Путина Дмитрий Песков не слышал о смене руководства ФНС, связаться с представителями ФНС и Минфина не удалось.
"Это не оргвыводы, просто службе нужна свежая кровь", — замечает правительственный чиновник: Мокрецов собирается переходить в другое министерство. "Он сам хотел на другую работу", — говорит сотрудник Минфина.
У Кремля накопилось много вопросов — на методы работы ведомства Дмитрию Медведеву неоднократно жаловались бизнесмены, замечает сотрудник администрации президента: при обсуждении налоговых льгот, необходимых для модернизации, выяснилось, что в законе их достаточно, но они не работают из-за плохого налогового администрирования. Первый замруководителя администрации Владислав Сурков говорил, что для возникновения инновационного чуда нужны в том числе особый налоговый режим и снисходительность надзирающих органов — хотя бы на время.
Конфликта между Путиным и Медведевым по поводу руководства ФНС нет, утверждают собеседникию.
Призывал смягчить давление на бизнес и министр финансов Алексей Кудрин на недавней коллегии ФНС: нельзя серьезно ограничивать налоговые органы в их праве доначислять налоги, но не нужно и считать, что без санкции, без доначисления нельзя уйти с проверки; возросло и количество нареканий из-за получения физлицами возмещения подоходного налога. Все это, по словам Кудрина, ведет к снижению доверия к налоговым органам, прокуратура обвиняет их в избыточном наезде и давлении на предпринимателей.
У бизнеса и экспертов много претензий к налоговой службе, но не к самому Мокрецову. "Во время проверки обязательно надо что-то обнаружить, иначе могут подумать, что плохо работали", — сетует председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. Для инспекторов любой налогоплательщик — потенциальный преступник, замечает председатель совета директоров Valars Group Кирилл Подольский. Между налогоплательщиками и ФНС отсутствует доверие, что уничтожает атмосферу для инвестирования, констатирует председатель совета директоров "Вимм-билль-данна" Давид Якобашвили, бизнесмены отказываются от возмещения НДС, лишь бы избежать головной боли, связанной с камеральными проверками. Мокрецов смог облегчить процедуру возврата денег из бюджета, хвалит руководителя ФНС Якобашвили: "Если раньше у нас зависало по $150 миллионов, то сейчас сумма возврата не превышает 20-30 миллионов рублей.". С приходом Мокрецова политика ФНС по отношению к компаниям хоть и стала мягче, но дружественной ее назвать по-прежнему нельзя, сердится менеджер одного из инвестбанков. При Мокрецове усилился предпроверочный анализ, инспектора приходят на проверку подготовленными и знают, что и где искать, считает управляющий партнер "Пепеляев групп" Сергей Пепеляев, но часто их выводы становятся причиной необоснованных претензий.
Давление усилилось в кризис, говорит председатель "Деловой России" Борис Титов: "Служба требовала показывать прибыль, но это вопрос не лично к Мокрецову — у него план, он должен любым способом его выполнить". Поступления упали, а план нужно выполнить, соглашается с Титовым сотрудник налоговых органов, но ФНС перевыполнила годовое задание на 15%. Мокрецов в одиночку не в состоянии решить проблемы взаимодействия бизнеса и власти, замечает руководитель экспертного совета "Деловой России" Антон Данилов-Данильян, а максимальная лояльность ФНС к бизнесу приведет только к снижению доходов бюджета, но не к улучшению инвестклимата и росту количества бизнес-проектов.